Экс-премьер-министр Латвии Вилис Криштопанс считает, что страна попала в «пятую точку», поскольку политики, которые пришли ему на смену, не смогли справиться со своими задачами. На самом деле политик выразился чуть более жестко. Экс-глава МИД Латвии Янис Юрканс ответил, что он бы сказал о ситуации еще грубее.
«Двадцать лет назад я оставил будущим политикам страну. Тогда в Латвии жили 2,4 миллиона человек, бездефицитный бюджет, а внешний долг — в 21 раз меньше, чем сейчас. Тогда у нас не было очередей на обследования в поликлинике, мы всех могли вылечить за бюджетные деньги. Если бы знал, в какую задницу попадет страна после меня, я бы из политики не ушел», —сказал Криштопанс журналистам.
Он был премьер-министром Латвии в 1998–1999 годах. Республика вступила в ЕС и НАТО в 2004 году. Сейчас население страны составляет около 1,9 миллиона человек.
Криштопанс не только ушел из политики, но и уехал в США. Оттуда он время от времени дает интервью — в основном критикуя действующие власти.
Янис Юрканс из Латвии не уезжал, живет в Риге, на ситуацию смотрит из первого ряда. Приличные слова тоже подбирает с трудом.
«Нашей страной управляют люди второго сорта — воры. Разворовывается ежегодно 3,5–4 миллиарда евро, это примерно треть бюджета», — заявил он недавно.
Демографический кризис, увеличение числа пенсионеров и, как следствие, увеличение налоговой нагрузки на тех, кто остался, нежелание открывать рынок труда для иностранцев — всё это приводит к тому, что ситуация в стране ухудшается.
Еще и национализм — едва ли не главный козырь местных политиков. Из страны с будущим Латвия постепенно превращается в страну, у которой и с настоящим-то большие проблемы.
«Пятая точка» не такое уж плохое место, если разобраться. На ней можно сидеть, она стабильна. И она нужна телу, это обязательный элемент организма. Увы, в нашем случае она заменяет собой всё — лицо, руки, ноги, голову. В этом смысле, конечно, нам есть о чем волноваться. Хотя «пятая точка» обычно этим не занимается.
Может быть, поэтому на все проблемы наши политики отвечают: вы не так понимаете, это история успеха.
Мы так и не нашли свою Nokia, зато точно нашли свое место.