Россия решила значительно сократить использование латвийских портов, и это больно бьет по экономике республики. Последняя надежда транзитной отрасли Латвии — Беларусь. Однако и в активизации сотрудничества с Минском многие латвийские политики видят прежде всего возможность сделать выпад против России.
Отношения с Россией Латвия успела подпортить основательно. Кто в этом виноват в большей степени, Рига или Москва, уже неважно. Рычаг в любом случае в руках у России: без российского рынка латвийским транзитным компаниям придется не то что сложно, а архисложно.
Политика в этой истории играет, как ни печально, далеко не самую последнюю роль.
В Министерстве сообщения Латвии работают едва ли не самые прагматичные люди в стране — они стараются сглаживать острые углы в отношениях с Россией.
Однажды Минсообщения даже пошло на беспрецедентный шаг: на встрече с представителями Минтраса России таблички с именами были только на русском. На это обратил внимание Центр государственного языка, а в соцсети Twitter многие комментаторы выразили возмущение происходящим. Мол, как же так, ведь в Латвии один государственный язык, и это не русский.
Для Минсообщения поддерживать диалог с Россией крайне важно — это залог существования целой отрасли. Транзитной.
Увы, мощностей одного министерства оказалось явно недостаточно. Россия давно занималась строительством своих портов на Балтике, а когда они начали работать, стала перенаправлять грузы туда.
Балтийские страны стали терять транзит. Это ударило по всем отраслям экономики Латвии.
Недавно Латвийская железная дорогая заявила о сокращении 1,5 тысячи человек. Транзита нет, денег нет. И держаться никто не призывает. Эксперты считают, что дальше в отрасли будет только хуже.
Попытка форсировать отношения с Беларусью на фоне обострившегося кризиса между Минском и Москвой вполне прогнозируема. Для Латвии это единственная возможность сохранить хотя бы остатки транзита.
Ситуация, с одной стороны, подходящая: Беларусь заинтересована в транзитных мощностях стран Балтии, чтобы обеспечить доставку нефти. С Россией не удалось договориться о ценах, поэтому Минску приходится закупать топливо в Норвегии.
Но в стратегической перспективе вряд ли Латвии удастся много от этого выиграть. Минск и Москва ссорились неоднократно, но все равно Россия и Беларусь — слишком родственные страны, чтобы «разойтись» навсегда.
Очередное обострение, скорее всего, скоро сменится дружескими объятьями.
Жест, который Латвия пытается сделать Беларуси — недавно в этой стране с визитом побывал премьер-министр Кришьянис Кариньш, а в ближайшее время в Риге ждут самого Александра Лукашенко, — в данной ситуации оправдан.
«Мы готовы прийти вам на помощь, поскольку это выгодно и нам в том числе».
Однако многие латвийские политики в активизации сотрудничества с Беларусью видят возможность для очередного антироссийского выпада. Ведь это принцип балтийской политики — даже если не выгодно, ругай Москву.
Думаю, что будет ошибкой общаться с Беларусью в таком ключе. Мол, мы вас поддержим, чтобы насолить России. В Минске это не оценят, а ведь возможность спасти остатки транзита с помощью Беларуси — это хоть что-то.
Но шансы, конечно, не очень велики. Слишком тяжелая ситуация сейчас в отрасли. И свет в конце туннеля пока не виден.