Облик Латвии очерняют, используя правду, заявил представитель Министерства обороны республики Каспар Галкин, когда комментировал публикации в иностранных СМИ, посвященные скандалу с участием главы Банка Латвии Илмара Римшевича. При этом чиновник добавил, что следствию еще предстоит выяснить, где в этих публикациях правда. Но заявление всё равно получилось ярким. Его можно объяснить косноязычием в прямом эфире, но многим, похоже, оно понравилось.
В последние годы мировая общественность озабочена проблемой «фейковых» новостей. Правда — товар дефицитный. И сейчас меня пугает, что правда в понимании некоторых должностных лиц начинает восприниматься как что-то плохое.
Бюро по борьбе с коррупцией задержало Римшевича по подозрению в вымогательстве и получении крупной взятки.
Если высокопоставленный чиновник в Латвии подозревается в получении взятки, нужно ли журналистам говорить об этом публично? Думаю, что это очевидно. Конечно, нужно.
При этом корректно, без навешивания ярлыков: до решения суда человек считается невиновным. Но делать вывод, что, сообщив об этой истории, «страну очернили правдой», — это уже какой-то новый уровень мышления.
За последние дни я общался со многими людьми, имеющими отношение к так называемому банковскому делу. С банкирами, юристами, представителями правоохранительных органов. У меня было интервью в прямом эфире с Григорием Гусельниковым — крупнейшим акционером Norvik Banka и человеком, публично заявившим о том, что Римшевич вымогал у него взятку.
В любой демократической стране процесс обсуждения подобных историй идет на публичном уровне. Система больна, нарыв прорвало, это нужно проговорить публично — для общества это своего рода психотерапия.
Мы понимаем, что с нами что-то не так, но долго делаем вид, что ничего серьезного не происходит. Только когда боль становится невыносимой, идем к врачу. Нарыв, который болел долгие годы, вскрылся, и теперь нам должно стать легче. Если, конечно, диагностировав заболевание и приняв свой диагноз, мы продолжим лечение, а не пустим всё на самотек.
Но некоторые наши высокопоставленные чиновники очень не хотят лечить эту болезнь, пытаясь отвлечь от нее внимание.
В данном случае многое зависит от пациента, то есть от нас с вами. Общество не должно отворачиваться от собственных проблем, закрывать на них глаза. Наше здоровье только в наших руках.