Недавно в публичном пространстве обсуждали вопрос, следует ли правительству финансировать общественные СМИ на русском языке. Под угрозой закрытия оказались «Латвийское радио 4» и русская и английская версии портала LSM.LV. К счастью, правительство нашло деньги на финансирование этих проектов, однако сам факт того, что обсуждение закрытия этих СМИ из-за нехватки финансирования стало возможным, — тревожный симптом.
Политики от правящих партий могут сколько угодно говорить о том, что в Латвии единое общество, а значит, достаточно СМИ на латышском языке, но на практике это не работает. Русские потребляют СМИ на русском, латыши — на латышском. Никакого единого информационного пространства нет, и вряд ли оно в ближайшее время появится.
Можно, конечно, закрыть все местные русские СМИ, но эффект от этого будет только один — возрастет и без того большая популярность российских медиа.
Латвии выгодно, чтобы здесь были русскоязычные СМИ, поскольку они связывают русскоязычных жителей со страной, рассказывая о местных проблемах и достижениях.
Похоже, латвийские политики живут иллюзией того, что любую проблему можно решить, если о ней не думать. Хорошо, что в ситуации с общественными СМИ на русском языке им хватило ума (может, подсказали?) найти деньги на стратегически важный инструмент коммуникации почти с 40% латвийского общества.
Можно делать вид, что этих 40% нет, но они все равно никуда не денутся. Помните, как в фильме «ДМБ»: «Суслика видишь? — Нет. — И я не вижу. А он есть...»
Работа с аудиторией — это тяжкий труд. Добиться ее доверия очень сложно, а растерять чрезвычайно легко.
А вот решив запретить вещание в Латвии на три месяца телеканала «Россия — РТР», власти добились только того, что этот телеканал, скорее всего, станет еще более популярным, когда срок блокировки истечет.
К тому же в эпоху интернета все эти запреты можно обойти с помощью нескольких кликов.
Очевидно, что латвийская медиаполитика абсолютно не продумана. Особенно на русском поле. Это какой-то набор спонтанных действий, который никому не идет на пользу.
Иногда кажется, что латвийские власти все пустили на самотек, признав, что просто не имеют понятия, что делать со всей этой ситуацией. Авось как-нибудь само образуется.