Латвийский «национально настроенный» политолог Илзе Островска написала в социальных сетях гневный пост о латвийском телевидении. Илзе бесит русский акцент у латышских ведущих.
«Меня все время буквально трясет от журналистов, которые с ТВ-экранов годами — по десять и более лет — говорят по-латышски с акцентом. Политкорректно молчала. Теперь оказалось, что они просто дешевле. Не поверила. Но акцент на телевидении — это презрительное отношение к латышскому языку. Со всеми вытекающими отсюда выводами», — заявила она.
Почему Островска решила, что журналисты, которые говорят с акцентом, дешевле, неизвестно. По крайней мере, больше таких данных ни у кого нет. Коллеги, которые работают на ЛТВ, никогда на неравные зарплаты не жаловались. По крайней мере, публично.
Тут интереснее другое.
Островска, конечно, высказала частную точку зрения, но она уж очень неприятна. Поскольку история получилась резонансной, вполне логичной, как мне кажется, была бы реакция журналистского сообщества и руководства ЛТВ. Но ее не последовало.
Представьте себе, например, что в США какой-нибудь известный человек нелестно отзовется об афроамериканце. Скажем, так: меня бесит, что на ТВ работает черный, хоть он и дешевле. Реакцию, которая последует, думаю, описывать нет необходимости.
Порой мне кажется, что мы перегибаем с политкорректностью, но в таких ситуациях она вполне оправданна. Человек, который считает, что можно ставить себя выше других из-за родного языка, цвета кожи, национальности и чего-либо еще, должен понимать, что это неправильно. Если до него не доходит, ему должны это объяснить. Желательно очень четко.
Политолог Островска запомнилась мне очень хорошо еще одной историей. Я тогда работал на телеканале Pro100TV. Госпожу политолога пригласили к нам на интервью. Дама вышла не на той остановке, и в результате минут десять ей пришлось идти пешком. Добравшись наконец до здания телеканала и завидев меня, ждущего ее у входа, гостья не стала утруждать себя любезностями, а сразу же начала крыть меня отборным русским матом, причем очень профессионально.
Полностью цитировать не буду, но пожелание «Сдохни в канаве!» — самое приличное, что я от нее услышал.
После такого приветствия я сказал госпоже Островска, что интервью не будет, и показал ей, где находится ближайшая остановка.
Так вот, сегодня она снова объявилась в информационном пространстве. Теперь ее раздражает русский акцент ведущих латвийского телевидения. Ну да — то ли дело русский мат.
Впрочем, интерес к себе Илзе Островска на какое-то время вернула, но, наверное, уже не как политолог, а как объект для исследования со стороны ее коллег.