Национальный Совет по электронным СМИ Латвии решил приостановить трансляцию в стране 9 телеканалов, мотивировав это тем, что они якобы связаны с предпринимателем Юрием Ковальчуком, входящим в санкционный список ЕС. Этим решением латвийские чиновники в очередной раз «выстрелили в ногу» Латвии: неоднократно было доказано, что отключение российских телеканалов не ведет к росту латышских рейтингов, а запретный российский контент вызывает повышенный интерес у аудитории и моментально находится ею на просторах всемирной сети Интернет.
Под ограничения попали «Время: далекое и близкое», «Бобер», «Дом Кино», «Дом Кино ПРЕМИУМ», «Музыка Первого», «О!», «Поехали», «ТЕЛЕКАФЕ» и «Петербург — Пятый канал».
О решении NEPL журналистам сообщил заместитель председателя Совета Ивар Аболиньш.
«Решение принято на основании того, что эти каналы входят в холдинг, истинный выгодоприобретатель которого — Юрий Ковальчук, включенный в санкционный список ЕС. Среди этих девяти каналов есть такие, как "Петербург — Пятый канал", "Дом Кино", являющиеся очень серьезными программами. Этот запрет останется в силе до тех пор, пока Юрий Ковальчук не будет исключен из списка санкций ЕС», — сказал он.
Запретив вещание 9 телеканалов из России, латвийский Совет по электронным СМИ (NEPL) «пилит сук, на котором сидит», считает экс-депутат Сейма, юрист Юрий Соколовский.
По его мнению, скоро Совету придется самораспуститься, поскольку в нем больше не будет смысла — каналов, за которыми он надзирает, просто не останется.
«Совет сам пилит сук, на котором сидит. Он регулирует работу электронных СМИ, в том числе телеканалов. В последние годы их аудитория сужается, недавно в Латвии решили закрыть крупнейший телеканал LNT. Запрещая еще и российские телеканалы, члены Совета рискуют остаться без дела. Многие перестают смотреть телевизор, предподчитая ему интернет-сервисы. Не получится ли так, что скоро Совету нечего будет регулировать?», — отметил Соколовский.
Борьба с российскими телеканалами в Латвии началась не сегодня — NEPL регулярно выключает из эфира входящий в состав ВГТРК телеканал «Россия».
Но, как показывает практика, зрители «России» после этого не начинают смотреть латышские телеканалы, а переключаются на другое российское федеральное ТВ — в первую очередь на телеканалы НТВ, РЕН-ТВ и Первый. Их рейтинги в этот период соответственно вырастают.
В эпоху Интернета запрет вообще выглядит смешным — желающие смотреть «заблокированные» в кабельных сетях телеканалы делают это через глобальную сеть.
Запрет на вещание сразу 9 российских телеканалов — это, конечно, новый и, можно даже сказать, беспрецедентный шаг со стороны NEPL. С точки зрения содержания, как признает сам Совет, каналы безобидны, но вот один из их собственников, российский миллиардер Ковальчук, находится в санкционном списке Евросоюза. Следовательно, их вещание можно запретить.
Конечно, рейтинги вышеперечисленных каналов не очень велики, поэтому большого ажиотажа среди клиентов кабельных сетей ожидать не приходится, но само решение NEPL больше похоже на имитацию бурной деятельности. В последний год Совет сотрясали скандалы, и доверие к этому органу значительно снизилось.
«Русский вопрос» — удобный инструмент отвлечения внимания. Кажется, что его не поднимает только ленивый. Хочешь отвлечь внимание — используй «русскую тему».
Заявив о решении запретить вещание российских телеканалов, NEPL, похоже, попытался улучшить свой имидж. Но, судя по вялой реакции общественности, ему это особо не поможет. Скучно и неоригинально.
Да и каналам, которые попали под запрет, тоже не слишком повредит. Разве что их популярность в Интернете вырастет. Пользователи из Латвии, думаю, постараются.