Численность населения Латвии в возрасте от 18 до 24 лет уменьшилась за 10 лет в два раза, как свидетельствуют данные Центрального статистического управления (ЦСУ). Столь катастрофическое снижение прямым образом влияет на политику: консервативные настроения переходят в категорию несокрушимых.
«В Латвии в начале этого года проживали 122 тысячи молодых людей в возрасте от 18 до 24 лет, что почти в два раза меньше, чем в 2009 году, когда их численность составляла 238 тысяч», — сказано в сообщении ЦСУ.
В такой маленькой стране, как Латвия, это очень существенное снижение. Страна переживает демографическую катастрофу: смертность превышает рождаемость, люди продолжают уезжать в другие страны. Билет в один конец — это суровая реальность.
В ЦСУ отмечают, что численность молодежи сокращается стремительнее, чем численность населения в целом.
«Если в 2009 году доля молодежи составляла 11%, то сейчас — всего 6,4% населения Латвии, и это второй самый низкий показатель в ЕС», — отмечают социологи.
В итоге большинство населения страны — это люди среднего и пожилого возраста. Армия пенсионеров стремительно растет, упрочняя основу консервативной политики. Пожилые люди в большинстве своем выступают за консервативные ценности. С одной стороны, это, возможно, и неплохо — есть элемент стабильности. С другой же — его можно трактовать как элемент стагнации. Давайте не будем ничего менять — никаких инноваций, новых технологий.
В Латвии основа консервативной политики завязана на национальном вопросе. Для молодежи, которая, как правило, мультилингвальна, эта проблема уже давно не является актуальной.
Большинство молодых людей активно путешествуют, их не сковывают психологические границы, которые у пожилых были заложены еще Советским Союзом. Новые поколения рассматривают Латвию как часть Европы.
Стремительное же убывание в стране молодой крови приводит к тому, что процветает национализм, который создает иллюзию, что можно защититься от быстро меняющегося мира.
Во-первых, защититься нельзя, а во-вторых, и не нужно. Эстония это поняла намного раньше, став более открытой, а как следствие, более успешной в экономическом смысле страной.
Латвия же по-прежнему все готова положить на алтарь национальной борьбы, которая никому не приносит радости.
Но чем выше будет средний возраст жителя страны, тем стабильнее станут националистические настроения.
И тем дольше мы будем жить не так, как могли бы. В экономическом смысле.