Две массовые акции прошли в Риге в выходные. Люди вышли на улицы потому, что хотели выразить свое отношение к ограничениям, связанным с пандемией COVID-19. Конечно, нашлись политики, сумевшие сыграть на этой теме. Популисты заполнили вакуум, созданный в латвийском обществе первыми лицами государства, которые откровенно дрожат от страха перед надвигающейся на Латвию вместе с коронавирусом катастрофой.
В период кризисов как никогда важна уверенность власти: на них смотрят, ориентируются. Премьер, который не знает, что сказать, и президент, который неумело шутит про то, что, у тех, кто умрет от COVID-19, не будет Рождества, это совсем не то, чего ждут люди в тяжелом положении.
Представьте себе ситуацию, когда капитан подводной лодки говорит своему экипажу что-то подобное.
«Первый после Бога» вряд ли может позволить себе такие вещи.
Мне посчастливилось в своей жизни разговаривать с Игорем Британовым, капитаном атомной подлодки K-219, затонувшей в Атлантике.
«На лодке много работы, думаешь, как бы выспаться. Когда случилась авария на K-219, я не спал трое суток, но тогда этого не заметил….», — рассказал Британов. В свое время я много говорил с подводниками, космонавтами, людьми, которые переживали серьезные катастрофы. Все они говорили одно: нужно просто шаг за шагом исправлять проблему, а не думать о том, что все плохо кончится.
Эта уверенность Игоря Британова спасла многих моряков, неуверенность же Кариньша и Левитса может привести к обратному эффекту.
Когда люди видят дрожащего премьера, они теряют ориентир. Выход на улицы — это отчаянный шаг.
Да, этим воспользовались политики «с другого фланга». И я не уверен, что ими движет искреннее желание кому-то помочь. Банальный популизм, игра на страхах и нервах, чтобы заработать очки, — первое, что бросается в глаза.
Но в период кризиса, общей растерянности обществу нужны маяки.
И если власть не способна «включить лампу», то это делают другие.
И неважно, что ведут они на скалы, призывая людей не соблюдать меры эпидемиологической безопасности, наплевав на рекомендации врачей; они «заполняют пустоту».
Надеюсь, что правительство все-таки возьмет себя в руки и станет мудрым капитаном. В ином случае мы либо утонем, либо сядем на мель. Либо...
У нас и так слишком мало людей. Давайте попробуем спасти тех, кто остался.