Депутат Сейма Латвии Атис Леиньш в статье для Latvijas Avize («Латвияс Авизе») резко осудил парламентария Рижской думы Антонину Ненашеву от партии «Прогрессивные» за признание важной роли русского языка в республике. Есть что-то стабильное в прибалтийской стране — экономика может пикировать в пропасть, целые отрасли разрушаются из-за пандемии COVID-19, демография устанавливает антирекорды, но борьба с русским языком не прекращается ни на секунду.
Атис Леиньш — человек не местный. В советское время он жил за рубежом и русского языка не знает, поэтому борется с ним инстинктивно: на страницах самой консервативной газеты республики «Латвияс Авизе». Газетам сейчас тяжело, век бумажной прессы подходит к концу. «Латвияс авизе», которая когда-то называлась «Лауку авизе», то есть деревенской газетой, играет практически на одной теме: латышском национализме.
Эта газета боролась с русским языком, когда была влиятельной, борется с ним и сейчас, когда влияния у нее почти не осталось.
Но желающих высказаться по теме довольно много. Тот же Леиньш уже неоднократно делал подобные заявления. На самом деле мне даже жалко этих людей: когда я только начинал работать в СМИ — а было это больше 20 лет назад, — один из колумнистов «Латвияс авизе» писал про то, что русский язык — угроза латышскому. Тот же колумнист (который стал на 20 лет старше) пишет об этом и сейчас. Если от этой газеты что-то останется, вероятно, будет писать на эту тему еще через 20 лет.
Вся жизнь, по сути, посвящена одной теме. Это не плохо — люди, как правило, добиваются успеха, посвящая себя одной профессии или одному направлению, — но в этом случае выглядит жалко.
Тема языка в данной ситуации — самый простой способ. Об этом легко писать и есть какой-то отклик. Но это путь к деградации.
Хотя в романе Дэниела Киза «Цветы для Элджернона» показано, что интеллект не делает человека счастливым — лучше сидеть в «ограниченном мире» и радоваться тому, что он дает.
Леиньш в статье для Latvijas Avize резко осудил парламентария Рижской думы Антонину Ненашеву от партии «Прогрессивные» за признание важной роли русского языка в республике. Он считает, что такое высказывание может свидетельствовать о принятии «Прогрессивными» эстафеты от бывшего мэра Риги Нила Ушакова, «который с русскими говорил только по-русски».
Далее он развивает мысль: «Мы живем в национальном государстве, а не в губернии России; почему у нас до сих пор есть привычка к такому унижению?»
Депутат Сейма утверждает, что именно из-за «политики русификации» Латвию в мире до сих пор не воспринимают как страну НАТО и Евросоюза. Леиньш упомянул, что Ненашева отметила и роль английского языка в Латвии, однако его возмутило такое сравнение, поскольку, по его словам, «речь идет не о туристах».
У Леиньша есть последователи. Так, например, публицист и член партии «Новое единство» Марис Лусте на своей странице в Facebook опубликовал пост, в котором выразил мнение о победе прославленного латвийского боксера Мариса Бриедиса. Политику не нравится, что у нашего чемпиона русскоговорящие секунданты, а в его раздевалке висят православные иконы.
Это, конечно, проблема, и гордиться победой Бриедиса не стоит, поскольку она опошлена русской речью.
Латвия — давно не российская губерния. Но такие, как Леиньш и Лусте, похоже, остались там. Это такая глубокая провинция, причем не географическая, а интеллектуальная. Поэтому Латвия вышла из губернии, но в некоторых головах она осталась. И, видимо, навсегда.