Несмотря на, казалось бы, осуждающую риторику в отношении действующего президента Беларуси Александра Лукашенко, латвийские политики все еще не выработали единую линию поведения. Видимо, они рассчитывают, что удастся отделаться общими фразами, и надеются, что ситуация как-то рассосется сама собой.
Сейм Латвии во вторник принял документ, в котором призвал власти Беларуси провести повторные выборы с обеспечением равных возможностей для всех кандидатов и наблюдателями из-за рубежа. Это чисто декларативное заявление.
Латвия вообще в этой истории ведет себя достаточно сдержанно. На то есть много причин, в том числе и экономических. Не так давно в Минск с визитом летал премьер-министр Кришьянис Кариньш. На встрече с Александром Лукашенко он даже попытался сказать несколько фраз по-русски, а затем подарил ему хоккейную форму с фамилией Александра Григорьевича.
Подарок символичный: Латвия и Беларусь добились права проведения чемпионата мира по хоккею. Совместного.
И даже несмотря на то, что случилось в Беларуси, на протесты оппозиции и жесткие столкновения с силовиками, Рига, похоже, не горит желанием отказаться от этого проекта.
Кариньш, правда, сказал, что теперь это будет осуществить сложнее, но сделал это обтекаемо. Некоторые СМИ сначала восприняли это как отказ Латвии проводить хоккейный турнир совместно с Беларусью, но затем выяснилось, что Кариньш не совсем это имел ввиду. Более того, генеральный секретарь Латвийской федерации хоккея Вестурс Козиолс поспешил заявить, что вопрос об отмене совместного проведения ЧМ по хоккею на повестке дня федерации не стоит.
Думаю, что Латвия решила отделаться рядом протокольных шагов: осудить насилие в Беларуси, призвать к мирному диалогу, вызвать посла на разговор в МИД. Дальше балтийская республика, похоже, идти не намерена.
С Беларусью связь слишком крепка.
К тому же после того, как Россия сократила свои транзитные потоки, латвийские порты и железная дорога потеряли слишком существенные суммы: надежда была на Беларусь, которая, несмотря ни на что, оставалась достаточно надежным партнером.
Именно поэтому даже в период санкций в отношении Лукашенко со стороны ЕС наши должностные лица тайно встречались с коллегами из Минска.
Обычно на границе.
Сейчас латвийские политики наблюдают за тем, что происходит. И, думаю, это наиболее прагматичная позиция. Для Латвии, которая не всегда избегает соблазна бежать впереди паровоза, даже слишком прагматичная. Но слишком многое на кону. Иногда и правда лучше помолчать. И подождать.