Чемпионат мира по футболу в России стал мощнейшим информационным поводом и позволил всему миру взглянуть на самую большую страну на планете с необычного ракурса.
В последние годы Россия в иностранных СМИ имела не самый благоприятный образ. Мировая пресса активно использовала стереотипных медведей в кокошниках вперемешку с обличением авторитарной власти, нарушений прав человека и ограничения свободы СМИ, создавая в представлении мирового сообщества некий гибрид Франкенштейна с ядерной бомбой. Нужно было лишь наложить старые стереотипы на новые, чтобы сформировать еще более устрашающий образ огромной страны.
Чемпионат мира по футболу в России в течение целого месяца разбивал эти стереотипы — мощнейшее событие, которое освещали все мировые СМИ, позволило показать «другую Россию». Отчасти, возможно, идеализированную, но, по крайней мере, «с человеческим лицом».
Эксперты, с которыми я говорил, считают, что эта «антистереотипная инъекция» вряд ли изменит ситуацию с восприятием России в целом, но наверняка немного снизит накал страстей. «Там ведь тоже живут люди, и они улыбаются», — сказал один из западных политологов.
После Карибского кризиса 1962 года, когда СССР и США чуть было не развязали ядерную войну из-за Кубы, Кеннеди сказал в своей речи: «Все мы дышим одним воздухом. И все мы смертны».
Каким бы ни был геополитический противник, это всегда общность людей. Народ, если хотите. Из плоти и крови. Страх перед Россией — это, как мне кажется, во многом страх перед неизвестным. За этим страхом не видны люди, которые тоже умеют улыбаться.
Чемпионат мира по футболу показал миллиардам людей на планете, что россияне — это точно такие же люди, как и все остальные. И в этом его главное преимущество, его главная политическая победа.
Ну а футбол? Футбол был просто отличным.