Чем сильнее власть в Латвии давит на русскоязычных, тем сплоченнее становится община. Действие рождает противодействие — физический закон, который сегодня актуален и в латвийской политике.
В этом году в акции «Бессмертный полк» в Риге приняли участие 15 тысяч человек. В прошлом было только три тысячи. Увеличение почти в пять раз. Акция, безусловно, становится всё более популярной и в других странах, но в Латвии этот процесс однозначно ускоряется благодаря деятельности политиков.
Этот год в республике предвыборный, и поэтому идет он под знаком популизма. Риторика ужесточается, чувства обостряются, поиск врагов становится мощным инструментом, способным провести в парламент даже те партии, которые с трудом балансируют на рубеже пятипроцентного барьера.
Это вопрос обоюдоострый и обоюдовыгодный для политиков: часть из них объявляют врагами едва ли не треть населения, остальные заявляют, что это несправедливо, и начинают выстраивать свою политику на сопротивлении. И те, и другие получают политически очки. И те, и другие по большому счету ведут страну в никуда. Но одни не могут жить без других, поэтому связка эта крепкая.
Примитивная по большому счету схема, основанная на оруэлловских «двухминутках ненависти». Найди врага, возвеличь его и ненавидь, причем желательно перед камерами.
Ты ненавидишь тех, кто ненавидит тебя. А там уже подключается электорат, и эта ненависть обретает массовый характер. Больше ничего и не нужно, она может затмить всё — реальные проблемы на ее фоне кажутся пустяком.
«Бессмертный полк» же акция не политическая. По крайней мере, в Латвии это действительно очень трогательное и искреннее мероприятие. Вспомнить тех, кого уже нет, и почувствовать себя живыми благодаря им. Когда тебе постоянно говорят о том, что ты в своей стране чужой, чувство общности значит немало. «Бессмертный полк» позволяет это ощутить, причем без агрессии, злобы, попытки что-то кому-то доказать.
Думаю, что в Риге каждый год всё больше людей будет принимать участие в этой акции. И хорошо, потому что люди, которые становятся в эту колонну, точно не хотят никакой войны. Вопреки желаниям отдельных политиков, заинтересованных в эскалации межэтнического конфликта.