Президент Латвии Эгилс Левитс решил ограничить вещание телеканалов на русском языке. По его мнению, необходимо, чтобы в основных пакетах кабельного ТВ 80% каналов были на языках Евросоюза, а 20% — на языках третьих стран. Предложение главы балтийской республики предстоит рассмотреть парламенту.
Важно отметить, что инициатива президента относится к основным пакетам кабельного ТВ. Остальные она не затрагивает. То есть, грубо говоря, если основной пакет стоит 7 евро, ничто не мешает оператору сделать расширенную версию за 7,50 и включить туда те каналы, которые пользуются популярностью. То есть обойти эту инициативу будет легко.
Зачем президент это делает? Объяснений может быть несколько.
Левитс, в конце концов, автор преамбулы к Конституции, где латышский народ назван основным, а все подчинено его выживанию и развитию. Вполне возможно, что это продолжение его национальной политики.
Но в сухом остатке эта инициатива ничего не изменит. Запрещать телеканалы в современном мире — дело достаточно бессмысленное. Все это можно обойти на раз-два. Да и Интернет никто не отменял — даже люди преклонного возраста весьма активно пользуются теми возможностями, которые предоставляют онлайн-сервисы.
Президент говорит, что его решение наконец решит проблему разобщенного общества. Закроем русские каналы — все начнут смотреть европейские. Ну и латышские, конечно.
Аргументация примитивная, и, кажется, глава государства сам не верит в то, что говорит. Практика показывает, что ничего подобного не происходит. Да и исследования это подтверждают, в последние годы русскоязычные стали даже меньше использовать для получения информации латышские СМИ. Что-то не работает, а запреты ситуацию не решат, а только усугубят.
«Левитс продолжает внедрять свое видение будущего Латвии, естественно, в строгом соответствии с преамбулой Сатверсме (Конституции). Следующая серия — предложение обязать кабельных операторов обеспечить 80% телепрограмм с содержанием, произведенным на официальных языках ЕС. Фактически это означает уменьшение количества телепрограмм на русском языке. По мнению Левитса, это должно укрепить демократию и плюрализм», — написал в Facebook экс-министр образования Вячеслав Домбровский.
По его словам, это только начало, и новые ограничения не заставят себя ждать.
«Логично задать вопрос: а что дальше? Ведь ясно, что этим не кончится. Какие следующие шаги будут предприняты, чтобы решить за нас, что нам можно смотреть, а что нет? Обяжут библиотеки обеспечить 80% всех книг с содержанием, произведенным на официальных языках ЕС? А остальные торжественно сжечь на костре? Где-то история уже это видела…
Классика жанра: под лозунгом борьбы за "европейские ценности" происходят попрание и уничтожение этих же европейских ценностей, а особенно основополагающей — свободы слова», — подытожил Домбровский.
Но президенту хочется быть национальным лидером. Перед тем как Левитс получил должность главы государства, про него говорили: он может стать сильным лидером и еще удивит тех, кто думает, что им можно управлять.
В частности, так говорил Нацблок, который во многом посодействовал тому, чтобы он занял главное кресло в Рижском замке.
Похоже, ничего подобного не произойдет.
Левитс решил пойти по самой простой дорожке — национальной.
Так что, полагаю, ничего выдающегося от этого президента ждать всё-таки не стоит.
Просто еще один портрет появится в Рижском замке.