Роль средств массовой информации в условиях общемирового карантина возросла, но при этом они же оказались в зоне риска. В Латвии после снятия режима чрезвычайной ситуации количество СМИ может значительно сократиться. Особенно уязвимы работающие на русском языке: они, в отличие от латышских СМИ, в условиях кризиса не будут у власти в приоритете.
Парадокс в том, что СМИ сегодня очень востребованы. Причем даже те, которые, казалось бы, теряют свои позиции на рынке: выросли даже продажи газет, чего давно не наблюдалось.
Пандемия коронавируса создала огромную потребность в качественной и проверенной информации, чего не хватает социальным сетям, где слишком много «белого шума».
Латвия — не исключение: рейтинги традиционных электронных СМИ выросли, что является крайне важным для любого средства массовой информации.
Но в условиях почти полного обрушения рекламного рынка это уже не спасает.
При этом Латвия активно вкладывает средства в общественные СМИ, которые и так субсидируются из государственного бюджета. Частникам же достаются объедки с барского стола, на которые не то что залатать дыры — даже чуть дольше продержаться на плаву невозможно. Спасение утопающих — дело рук самих утопающих.
Ко всему прочему львиную долю рекламного пирога забирают Facebook и Google, местным площадкам достаются крохи. Это похоже на то, как супермаркеты выдавили маленькие магазинчики: очень быстро сетевики «зачистили поляну».
Такие тенденции были очевидны и раньше, но коронавирус все ускорил. Он создал для СМИ абсолютно невыносимую ситуацию — сколько продержатся частные СМИ в таких условиях, сказать трудно, но счет идет даже не на месяцы, а на недели.
Если государство не поддержит «частников», многие из них либо прекратят свое существование, либо сузятся до минимума.
Для власти, каким бы странным это ни показалось, ситуация может быть выгодна. Убить независимые СМИ, сделать лояльными общественные за счет вливания средств, чтобы потом не иметь проблем с контролем над масс-медиа. Латвия давно уже идет по пути сужения демократии, и этот шаг выглядит вполне логичным.
Вот уже и премьер-министр Кришьянис Кариньш говорит, что СМИ не так сильно пострадали, как другие отрасли. А значит, и спасать их не нужно. По крайней мере, не в первую очередь.
Для русского же поля эта проблема еще более актуальна, потому что латышские СМИ в случае чего будут в приоритете.
Русские ведь никогда не пользовались большой симпатией у власти. Самое большее, что для них сделают, это профинансируют общественные площадки — русское вещание на LTV7 и Латвийское радио 4.
При наличии русскоязычной аудитории полностью рынок русских СМИ не исчезнет, но каким он будет, сказать сложно. Уже сейчас некоторые журналисты начинают осваивать канал YouTube и площадки других корпораций для создания и продвижения своего контента.
Говорят, что кризис — время возможностей. Правда, говорят это в основном те, у кого получилось его преодолеть. Ошибку выжившего никто не отменял. И шанс погибнуть у частных СМИ в этой истории, увы, выше, чем шанс выжить.