Ну что, Евросоюз наконец-то принял четвертый пакет санкций против Беларуси и вот-вот примет пятый. Это будет серьезный удар по стране. Противники Лукашенко ликуют. Я уже вижу какие-то фантастические прогнозы о падении ВВП Беларуси на 20%. Но для того, чтобы режим понес максимальные потери, затянуть пояса придется еще и литовцам.
Потому что именно Клайпедский порт обрабатывает белорусские удобрения. В структуре его грузооборота продукция «Беларуськалия» составляет примерно 25%. И от этих денег, от этих десятков миллионов евро придется отказаться.
Еще немного цифр. По данным компании Ernst & Young, в 2019 году перевалка белорусских грузов — преимущественно удобрений — принесла литовскому бюджету 155 миллионов евро. Это без малого 1,5% от всех поступлений. Причем я говорил об этом раньше и повторю еще раз: Беларусь планировала наращивать экспорт своих грузов через Клайпедский порт. Это не пустые слова. Был конкретный план расширения терминала насыпных грузов — того самого, который переваливает продукцию «Беларуськалия».
Литва должна была получать еще больше прибыли от сотрудничества с Беларусью, а вместо этого получит транзитный кризис.
Но не беда. Премьер-министр Литвы Ингрида Шимоните обещает помочь предприятиям, которые пострадают от санкций.
«Прежде всего, нужно очень точно знать потери, и это очень сильно зависит от модальности решений. Пока я могу только так прокомментировать, но правительство обязательно оценит это влияние настолько, насколько все это будет нуждаться в поддержке правительства, например, в области инфраструктуры или других вещей», — говорит Шимоните.
Ну да, ну да, сотрудников санатория «Беларусь» вы уже поддержали — отправили их за помощью к Лукашенко. В последний раз зарплату им выплачивали, кажется, за январь.
Но знаете, поддержка — это ведь не обязательно деньги. Советник президента Литвы по внешней политике Аста Скайсгирите уже поддержала портовиков ценным советом. На то она и советник.
«Наш порт, железные дороги потенциально должны сейчас думать о большей диверсификации, поскольку ясно, что так, как было раньше, не может быть. И должны думать о том, чем им заполнить пробел, который возникнет», — заявила Аста Скайсгирите.
Знаете, можно по-разному относиться к Лукашенко, но я не представляю, чтобы он вот так повел себя с белорусскими предприятиями. Например, запретил бы тому же «Беларуськалию» использовать Клайпедский порт и сказал: «Выкручивайтесь, как хотите». А власти Литвы примерно так и поступают.
Теперь передадим слово министру иностранных дел Литвы Габриэлюсу Ландсбергису. Он, кстати, подтвердил, что санкции Евросоюза затронут торговлю калийными удобрениями, но вводиться будут поэтапно.
И это хорошая новость для Беларуси. У нее будет время переориентировать свои грузовые потоки на российскую Усть-Лугу. Надеюсь, этот вопрос прорабатывается прямо сейчас — тянуть больше нельзя.
И напоследок — еще одна яркая цитата Ландсбергиса.
«Вторичное воздействие санкций заключается в том, что убытки белорусского режима должны рефинансироваться, и это может сделать только Россия. Таким образом, вводя санкции, ЕС и Литва часть их взваливают на Россию, которая может повлиять на Беларусь. (…) Это значит, что Путин может позвонить своему хорошему другу Лукашенко и попросить его не делать определенные шаги, освободить политзаключенных, изменить политику. Это может быть довольно эффективно», — заявил Габриэлюс Ландсбергис.
А мне почему-то кажется, что Путин попросит Лукашенко сделать определенные шаги. И это будут шаги в сторону углубления белорусско-российской интеграции. Давайте просто представим, что санкции Евросоюза приведут к объединению «Беларуськалия» с «Уралкалием». Как тогда запоет Ландсбергис?