Скажите, вам не кажется, что после задержания Протасевича мир натурально сошел с ума? Многих политиков просто переклинило. В особенности это касается Литвы, которая лоббирует санкции против самой себя. Точнее, против своего Клайпедского порта.
«Мы, прерывая экономические отношения, по сути должны ввести санкции в отношении компаний, торгующих с этой страной (Беларусью). Такие санкции вводят по решению глав Совета ЕС. Пока Литва сама по себе такой шаг сделать не может. (...) Мы за наискорейшее принятие четвертого пакета санкций и за начало дискуссий о пятом пакете, который охватит и определенные секторы — нефтяной, где наблюдается масштабная торговля с ЕС», — заявил министр иностранных дел Литвы Габриэлюс Ландсбергис.
В принципе, понятно, почему он выделяет именно нефтяной сектор.
Потому что транзит белорусских нефтепродуктов уже ушел из Клайпедского порта — теперь эти грузы обрабатывает российская Усть-Луга.
Но есть как минимум еще один экспортный товар, который приносит режиму Лукашенко огромные деньги — миллиарды долларов ежегодно. Это удобрения. О них Ландсбергис почему-то забыл.
К счастью, у него есть хороший заместитель — Мантас Адоменас. Он-то как раз и добавил, что, по его информации, санкции могут затронуть экспорт калийных удобрений. Ну и для полноты картины читаем Bloomberg: «Более строгие меры могут быть направлены на калий, почвенное питательное вещество, используемое для улучшения урожая, сказал чиновник, попросив не называть его имени, обсуждая частные разговоры. Калийные удобрения являются основным экспортным товаром страны, обеспечивающим значительную долю европейского спроса, и ее единственным богатым минеральным ресурсом».
А еще калийные удобрения — это основной источник заработка Клайпедского порта. Примерно каждая четвертая тонна грузов, которые здесь обрабатываются, — это продукция «Беларуськалия». Причем в ближайшие годы он собирался значительно увеличить объемы транзита через Литву.
Ландсбергис об этом не говорит, но главной жертвой новых санкций против Беларуси станет Клайпедский порт. Я не устаю удивляться, как люди готовы наказывать самих себя. Лишь бы соседу было хуже. Но это еще большой вопрос, кому будет хуже. Потому что потеря европейского рынка «Беларуськалию», в принципе, не страшна. На страны ЕС приходится менее 10% от общего объема экспорта его продукции. Их можно будет переориентировать на Китай, Индию или Бразилию. Кстати, выпадающие объемы удобрений в Европе, скорее всего, заменит другой ключевой игрок на этом поле. Догадались, какой? Да, «Уралкалий».
В кои-то веки Литва расчищает дорогу для российского бизнеса.
А вот что будет делать Клайпедский порт и «Литовская железная дорога» — это большой вопрос.
Ну и напоследок. Если вы смотрите наши видео, то наверняка знаете, что Москва и Минск ведут переговоры о переориентации белорусских удобрений на российскую Балтику. Обсуждается вариант строительства отдельного терминала для «Беларуськалия». И что-то мне подсказывает, что сейчас эти переговоры резко активизируются. Потому что теперь вопрос ухода из Клайпеды для Лукашенко — это вопрос национальной безопасности.