В последние годы, так уж повелось, президент России Владимир Путин не поздравляет Прибалтику с Днем Победы. Но на этот раз во время выступления на параде он всё-таки сделал реверанс в сторону Литвы, Латвии и Эстонии.
Чуть позже Песков пояснил, о каких тенденциях идет речь: «Ни для кого не секрет, что в европейских странах всё больше поднимают голову неонацисты, и европейцы с ними борются. Конечно, это неприемлемо для нашей страны. На Украине, в некоторых странах Прибалтики действительно мы видим тоже тех же неонацистов».
И в тот же день власти Латвии доказали, что не зря их обозвали последователями недобитых карателей. Если в Эстонии и Литве День Победы отпраздновали спокойно, без происшествий, то в Латвии произошел громкий скандал.
Дело в том, что руководство Риги под предлогом коронавируса планировало ограничить доступ к Памятнику Освободителям — это то самое место, где рижане и гости города собираются 9 мая. Затем оппозиция добилась отмены этого решения. Руководитель фракции «Русского союза Латвии» в Рижской думе Мирослав Митрофанов провел переговоры с мэром и заявил, что все желающие смогут возложить к памятнику цветы.
Но 9 мая по периметру мемориального комплекса появились желтые заборы. Людей за них не пускали. Цветы забирали сотрудники полиции и сами относили к памятнику.
Мне вот интересно: а где-то еще в Европе такое было? Ну, чтобы на какой-то праздник какой-то памятник ограждали заборами и не подпускали к нему людей якобы из-за эпидемии коронавируса?
Открытым остается вопрос, почему это произошло. То ли администрация Риги изменила свое решение, то ли вмешались центральные власти. Может, распоряжение отдавал министр внутренних дел.
В любом случае, это похоже на циничную провокацию. Я предполагаю, что кто-то разыгрывал сценарий массовых беспорядков.
Давайте мыслить логически. Толпа людей приходит возложить цветы к Памятнику Освободителям Риги, а перед ней ставят забор. Что должна сделать толпа? Повалить ограждения, прорвать оцепление полиции, устроить потасовку и т. д.
Тогда официальная пропаганда будет ликовать: у нее появится отличная возможность представить русских и русскоязычных жителей Латвии в образе варваров. А у латышских партий появится дополнительный аргумент в пользу того, что Памятник Освободителям Риги — этот «рассадник вандализма» — всё-таки нужно снести.
Косвенно наше предположение подтверждает совместное заявление фракций Нацблока и Новой консервативной партии (НКП) в столичной думе, которые обещали «строго наблюдать за работой муниципальной полиции Риги».
И если бы полиция под давление толпы открыла доступ к памятнику, «наблюдателям» бы это не понравилось…
Стычек на 9 Мая в Латвии удалось избежать. Провокация властей Риги не удалась. Но на ситуацию можно посмотреть под другим углом: столица прибалтийской республики (вернее, оппозиционная ее часть) «проглотила» это унижение.