У меня для вас новость, в которой прекрасно всё: Тихановская призывает Литву ввести санкции против «Беларуськалия». Это одна из экономических опор власти Лукашенко. Второй после «Уралкалия» производитель минеральных удобрений на территории СНГ. И для экспорта своей продукции предприятие использует литовский порт в Клайпеде.
«Мы просим не покупать продукцию, производимую компанией "Беларуськалий", чтобы деньги этого предприятия не поступали режиму [президента Беларуси Александра] Лукашенко».
И чтобы финансы от перевалки грузов не доставались Литве. На этом моменте здравомыслящие литовцы уже должны возмутиться, но Тихановская пошла еще дальше.
«Мы затронули вопрос о повышении стоимости транзита [удобрений "Беларуськалий" через Литву], чтобы это было увязано с увольнениями работников предприятия: увольняете людей — повышаем цену или прекратим транзит».
Знаете, я не так давно писал, что у балтийской республики есть уникальная возможность наказать режим Лукашенко — отказаться от транзита белорусских грузов, которые идут через Клайпеду. Мою статью цитировали другие СМИ в таком контексте, что Литва действительно может это сделать. И я был несколько озадачен, потому что я в этот текст не вкладывал серьезный смысл. Это была скорее попытка троллинга литовских властей: дескать, давайте, ребята, вы же такие принципиальные борцы за демократию. Вот и покажите пример своим союзникам — перекройте белорусский транзит.
Такой был посыл, чисто ироничный. Мне и в голову не приходило, что в самой Литве об этом заговорят серьезно. Я не мог такого представить. Потому что когда Лукашенко угрожал перенаправить белорусские грузы в порты Ленинградской области, литовские власти призывали не воспринимать его слова всерьез.
Тот же Сквернялис — премьер-министр, теперь уже бывший — он говорил, что Лукашенко это невыгодно, Клайпеда предоставляет ему самые выгодные условия, сотрудничество будет продолжаться.
Но теперь кто-то вложил в уста Тихановской призыв перекрыть белорусский транзит. И в Литве демонстративно задумались. Например, советник президента по внешней политике Аста Скайсгирите заявила, что теоретически возможно ввести такие санкции. Есть, правда, одна проблемка — но не та, о которой вы, наверное, подумали.
«Это требует дискуссий, — указала советник. — Если на предприятии работает много людей — а на "Беларуськалий" их насчитывается более 10 тыс., — [необходимо оценить] не отразится ли это на их благосостоянии. Санкциями не хотелось бы перегнуть палку, когда они скажутся и на гражданском обществе».
Очень трогательно, когда литовский политик беспокоится о благосостоянии жителей Беларуси. Но почему госпожа Скайсгирите ничего не говорит о благосостоянии литовцев? Ее это вообще не интересует? Одна Беларусь на уме?
Ну тогда я опишу расклад. В порту Клайпеды на обработку белорусских удобрений заточен отдельный терминал насыпных грузов. За 2019 год через него прошло 10 миллионов тонн грузов, из них 98% — то есть почти все — это продукция «Беларуськалия». Еще раз — 10 миллионов тонн. Десятки миллионов долларов за транзит.
А самое забавное, что сейчас как раз должен завершаться инвестиционный проект по увеличению мощности этого терминала с 10 до 16 миллионов тонн. «Беларуськалий» планировал к 2025 году увеличить отгрузку своей продукции через Клайпеду более чем на 50%.
Но вернемся к нашей неугомонной Светлане Тихановской. Она добавляет, что санкции можно ввести еще против двух белорусских предприятий — «Нафтан» и «Гродно Азот». «Нафтан» — это Новополоцкий НПЗ.
Отгадайте с одного раза, какой порт обрабатывает самые большие объемы белорусских нефтепродуктов. Причем в прошлом году Беларусь хотела увеличить их перевалку в Клайпеде. «Гродно Азот» производит азотные соединения и удобрения. Он тоже пользуется услугами порта Клайпеды.
Ну и по традиции новости 2018 года: «Белорусский производитель азотных удобрений "Гродно Азот" намерен увеличить перевозки грузов через Литву и Клайпедский порт».
А теперь финальный вопрос: что будет, если Литва действительно поставит шлагбаум на пути грузопотока из Беларуси? Всё это добро уплывет, наконец, в порты Ленинградской области. Думаю, тогда Тихановская всё-таки может встретиться с Путиным и получить из его рук медаль за особые заслуги в развитии портовой инфраструктуры России. Аминь!