Сегодня будем говорить о Молдове. Там происходит что-то невообразимое — «Карточный домик» просто отдыхает.
Совсем недавно мы полагали, что президент Молдовы Игорь Додон переизберется на второй срок и против него выйдет Майдан. Но победу на выборах все-таки одержала прозападный кандидат Майя Санду. Причем все прошло как-то на удивление мирно и цивилизованно. Никаких беспорядков, никаких судов. Молдова показала себя зрелой демократией. Особенно на фоне того, что мы видели до этого — как прошли выборы в Киргизии, в Беларуси, в Соединенных Штатах, в конце концов. А Молдова не полыхнула. По крайней мере, так казалось в первые дни после победы Санду. Она, кстати, не успела еще занять пост президента, а уже появилась такая замечательная новость: Соединенные Штаты прикрепили к Министерству обороны Молдовы советника, который будет помогать реформировать армию. Вот эта чернокожая дамочка, Карен Бонаби. Или Бонаби, не знаю.
В любом случае, сотрудники министерства обороны Молдовы могут называть ее «моя госпожа».
И эта новость наглядно показывает, что такое президентство Санду — это возвращение агрессивного, оголтелого, я бы сказал, прозападного курса.
Но не тут-то было! У Додона остался козырь в рукаве. Это парламент, который контролируют социалисты. К ним примкнула партия «Шор», которую связывают с олигархом Владом Плахотнюком. Это тот самый олигарх, которого Санду и Додон совместными усилиями выдавили из страны. Теперь же Санду утверждает, что партия «Шор» вошла в коалицию с партией социалистов. Социалисты говорят, что это неправда. В общем, там черт ногу сломит. Давайте просто зафиксируем факт: в парламенте Молдовы произошло то, что называется пророссийским реваншем.
Социалисты, «шоровцы» и ряд внефракционных депутатов приняли целый ряд скандальных законов. Они отобрали у нового президента Службу информации и безопасности Молдовы — это ключевая спецслужба страны. То есть парламент урезал полномочия Санду.
Далее — несколько законов направлено на усиление роли русского языка. Ему вернули статус языка межнационального общения, вернули в эфир российские телеканалы, одновременно снизили квоты для молдавского продукта на телевидении и восстановили обязательное дублирование инструкций к лекарствам на русский язык.
Ну а вишенка на торте — это, конечно, возвращение в собственность государства земельного участка, на котором планировалось построить новое посольство США. Там целая история. Американцы давно положили глаз на эту землю. Демократы хотели ее отдать, Додон выступал против. Ну и теперь парламент вроде как поставил точку в этом вопросе и тем самым очень расстроил Государственный департамент США.
Законы буквально «протащили» через парламент, поскольку оппозиция негодовала, были попытки заблокировать трибуну.
А Санду после голосования вывела людей на митинг. Она считает решения парламента незаконными и неконституционными. Додона — на мыло! Даешь новые выборы и новую проевропейскую коалицию!
Не знаю, почему она такие банальные вещи зачитывает с листочка. Ну да ладно, самым интересным было выступление лидера Партии национального единства Октавиана Цыку. Он нашел виновника всех бед в Молдове. И вы догадываетесь, кто это.
«На этой площади мы требовали: долой Снегура, долой Воронина, долой Филата, долой Плахотнюка. Что дальше? Долой Додона? Согласен! А что будет после Додона? Вместо Додона появится другой, которого тоже захотите убрать. Потому что источник всех наших бед — не Додон, а Россия Путина. Путин, который захватил страну при помощи Додона».
А я грешным делом думал, что источник всех бед в Молдове — это молдавские политики. Настолько коррумпированные, что у них в 2014 году из финансовой системы исчез 1 миллиард долларов — примерно 12,5% ВВП.
Знаменитая история с кражей миллиарда. Тогда в Европе говорили, что не понимают, как в такой маленькой стране можно украсть так много денег. А знаете, кто рулил? Альянс прозападных, проевропейских сил. Конечно, после скандала Евросоюз от них отмежевался, типо мы вообще не имеем отношения к этим махровым коррупционерам. И на арену вышла новая генерация проевропейских политиков — молодых, чистых, безгрешных. Майя Санду как раз из них. Но под ее знамена сегодня выходят те самые «старые» демократы. Прежде всего соратник Плахотнюка и председатель Демократической партии Молдовы Павел Филип.
Социалисты, конечно, обращают на это внимание. А Санду обращает внимание на то, что социалисты голосуют вместе с депутатами партии Илана Шора — это младший партнер того же Плахотнюка.
Знаете, я теперь с улыбкой вспоминаю, как в Молдове свергали этого олигарха. А теперь его свергатели свергают друг друга. И оба лагеря заручились поддержкой людей из орбиты Плахотнюка. У меня просто нет слов.
Может, не всем интересны эти внутренние разборки. Если взглянуть на ситуацию глобально, то я, во-первых, поражаюсь наивности людей, которым внушили, что курс на Европу был правильным, просто политики оказались нехорошие. Но мы нехороших поменяем на хороших, и все будет по-другому. А во-вторых, я хочу спросить у молдавских социалистов: почему вы за эти языковые законы проголосовали только после поражения Додона?
И сразу отвечу: потому что в воздухе запахло досрочными парламентскими выборами. И чтобы на них не облажаться, нужно мобилизовать пророссийский электорат.
Знаете, очень удобно быть многовекторным, когда ты президент и твоя партия контролирует парламент. А когда припечет, так сразу и русский язык хочется поддержать, правда?