×
Проектор

Лукашенко загоняют в ловушку Майдана

Светлана Тихановская, выступая перед депутатами Европарламента, объявила о начале «мирной революции» в Беларуси. О чем это заявление? Для меня оно является очередным подтверждением того, что белорусская оппозиция зашла в тупик. Судите сами. Тихановская так и не провозгласила себя президентом и не получила признания международного сообщества. Реального санкционного давления на Беларусь никто не оказывает. Пока что речь идет только о персональных санкциях против соратников Лукашенко. Думаете, они сильно испугались?

Глава дипломатии Европейского союза Жозеп Боррель уже предупредил, что взаимодействовать с Лукашенко все-таки придется. Даже если Европа не признала его легитимным президентом. Какая разница, если ситуацию в стране контролирует именно он?

По инициативе Тихановской был создан Координационный совет. Орган бесполезный и даже какой-то беспомощный. «Мы не являемся институтом правовым, который может заменить правительство, или президента, или парламент. У нас нет ни полномочий таких, ни задач. Мы просто говорим, что настало время услышать народ. Услышать и сделать из этого конкретные четкие выводы», — прокомментировал член президиума Координационного совета, бывший министр культуры Павел Латушко. 

Мы просто говорим. А Лукашенко нас просто не слушает и продолжает оставаться президентом.

Что дальше? Забастовки? Они вроде как продолжаются, но поломать хребет белорусской экономике вряд ли получится. Простой пример: по данным стачкома «Беларуськалия», требования протестующих поддержали 4 из 17 тысяч работников предприятия. То есть меньше 25%. А ведь многие из этих людей наверняка продолжают выходить на работу — они просто поставили подпись под какой-то бумагой или руку подняли на собрании.

И тут выходит Тихановская со своим заявлением о «мирной революции». Каким образом она будет осуществляться? Что для этого нужно делать? Что конкретно? Увы, у «национального лидера» нет ответов на эти вопросы.

На украинском Майдане в свое время происходило нечто подобное. Янукович зеркально применил технологии ненасильственного сопротивления: на улицы вывели правоохранителей, которым было запрещено применять оружие и зачищать центр столицы. Мирным революционерам противостояли мирные милиционеры. Уникальная ситуация! Методичка Джина Шарпа переставала работать. Ведь технологии «цветных» революций предполагают, что режим ведет себя агрессивно.

Лидеры протестов не знали, что делать дальше. Борьба становилась бессмысленной, образ «революционера» терял привлекательность.

«У лидеров оппозиции случился кризис целеполагания — все сложнее становилось объяснять людям, как, сколько и за что они должны стоять. За почти месяц стояния сменилось уже немало лозунгов, от раза к разу они становились все радикальнее, но все игнорировались — власть давала понять, что ни во что Майдан не ставит и считаться с ним не собирается. Люди винили в этом прежде всего оппозиционных политиков (больше было некого) и все меньше им верили. Между оппозиционерами и активистами зрело взаимное недовольство. Активисты, впрочем, ничего внятного предложить тоже не могли. Реализуемого и действенного уж точно. Диагноз был ясен: «"болезнь роста" зарождающегося гражданского общества» из книги Сони Кошкиной «Майдан. Нерассказанная история».

Переломный момент наступил 16 января 2014 года. Видимо, тогда Янукович решил добить Майдан и дал отмашку Верховной раде на принятие так называемых «диктаторских законов». Кстати, приняли их с грубыми нарушениями регламента, простым поднятием рук. После избиения «онижедетей» это была вторая роковая ошибка Януковича. Законы 16 января дали Майдану второе дыхание. На авансцену вышли радикалы с коктейлями Молотова, от которых до этого лидеры оппозиции открещивались, даже называли их провокаторами властей. Я убежден, что гражданская война на Украине началась не в апреле в Донбассе, а 16 января в Киеве.

Белорусские протесты сегодня находятся в той же фазе, что и Майдан в период новогодних праздников. Судя по всему, 23 августа уличная активность достигла пика. Снова вывести на улицу такое количество людей будет очень сложно. Если Лукашенко, конечно, не наступит на украинские грабли.

Беспомощность оппозиции создает иллюзию того, что ее можно добивать. Президент Беларуси наверняка испытывает соблазн закрутить гайки. И по мере ослабления протестной активности этот соблазн будет становиться сильнее. Возможно, противники «батьки» на это и рассчитывают. Режим должен показать свою звериную сущность. Вот такая незамысловатая ловушка Майдана. Попадет в нее Лукашенко или не попадет?

Читайте также
Латвия закрыла Беларуси энергетическое «окно в Европу»
27 августа 2020
Латвия обещает перестать закупать белорусскую электроэнергию в случае запуска Белорусской АЭС. Это означает крах белорусских надежд экспортировать продукцию БелАЭС на Запад через латвийское «окно».
Зеленский и Помпео обсудили Донбасс и Беларусь
26 августа 2020
Президент Украины Владимир Зеленский и госсекретарь США Майкл Помпео по телефону обсудили ситуацию в Донбассе и обменялись мнениями по происходящему в Беларуси.
Путин в разговоре с премьером Италии назвал контрпродуктивными попытки вмешательства в дела Беларуси
26 августа 2020
Президент России Владимир Путин и премьер-министр Италии Джузеппе Конте обсудили по телефону ситуацию в Беларуси и актуальные вопросы двусторонних отношений.
Польша принимает граждан Беларуси по процедуре облегченного въезда
27 августа 2020
Несколько десятков граждан Беларуси пересекли границу Польши без виз и необходимых документов. Об этом заявил премьер-министр страны Матеуш Моравецкий.
Новости партнёров