По оценкам специалистов ОНФ до 20% российских автомобилистов ездят без действующего полиса. В результате при ДТП пострадавший водитель не получает компенсации и вынужден судиться с виновником без обязательного страхования.
Предложения об эвакуации автомобилей без полисов ОСАГО внесены в проект по доработке кодекса об административных правонарушениях. Их разработали члены рабочей группы «Защита прав автомобилистов» при ОНФ и независимые эксперты. Вскоре предложения будут направлены в Минюст, занимающийся разработкой нового кодекса.
По данным движения «Синие ведерки», эксперты которого входят в состав рабочей группы, только в Москве 20% водителей ездят без полиса ОСАГО, и почти каждый второй таксист – более 40%. Координатор движения Петр Шкуматов считает, что преломить ситуацию может полный запрет на эксплуатацию автомобиля без обязательного страхования и его эвакуация в случае выезда на дорогу.
«Почему это важно? Например, часто добропорядочные водители попадают в ДТП не по своей вине, а второй участник оказывается незастрахованным. По нынешнему законодательству взыскать сумму ущерба с виновника ДТП в обычном гражданском порядке практически невозможно без длительных судов. Да и результат разбирательств совершенно непредсказуемый», - разъяснил Перт Шкуматов, - «В качестве выхода из этой ситуации многие страховые компании предложили сделать страховку для владельца ОСАГО от отсутствия полиса у второго участника ДТП. Но на мой взгляд это не совсем справедливо.»
В свою очередь руководитель проекта ОНФ «За права заёмщиков» Евгения Лазарева уверена, что некоторые водители предпочитают ездить без полиса ОСАГО из-за несправедливой тарификации при оформлении документа.
«Несправедливость тарификации, существовавшей до начала реформы ОСАГО, вынуждала некоторых водителей ездить без полиса. Потребитель часто не видит никакой пользы в ежегодном страховании. Этим и объясняется то, что до 20% автомобилистов сейчас ездят без страховки. Это приводит к тому, что в случае аварии, добросовестные участники ДТП с полисом не могут получить возмещения, но, регулярно оплачивая страховку, они вполне справедливо на него рассчитывают», - считает Евгения Лазарева, - «Мы предлагали переложить взыскание компенсаций на страховые компании. Тогда в случае эвакуации автомобиль без ОСАГО можно будет реализовать на вторичном рынке или в разборе, что позволит погасить затраты на компенсацию ущерба.»
Чтобы не попадаться на штрафы, видео регистраторы с анти-радаром, по достоинству оценены автолюбителями. Производители подогревают спрос, выпуская на рынок технологичные новинки. К выбору гибридного видеорегистратора нужно подойти со всей ответственностью. Покупка первого понравившегося прибора – не лучший вариант. Придется вникнуть в характеристики и определиться с ключевыми параметрами.
В то же время не все эксперты считают допустимой обязательную эвакуацию автомобилей без полисов ОСАГО. Член комитета Госдумы по финансовому рынку Алексей Изотов выступает против данного предложения и считает подобные действия посягательством на частную собственность.
Редакция проекта «ОСАГО-общественная экспертиза» напоминает, что в августе вступит в силу новый принцип формирования тарифов ОСАГО. Стоимость полиса будет индивидуализирована. Так, злостным нарушителям ПДД придется платить за оформление документа большую сумму, чем добропорядочным автолюбителям.«Помимо осознанных нарушителей, будут страдать люди, нарушающие закон сами того не зная. Например, у нас много мошенников, которые обманывают водителей, решающих оформить полис ОСАГО через интернет. Аферисты просто выдают автолюбителям фальшивые документы. Так добросовестные водители попадают на их удочку и нарушают закон того не желая», - поясняет Алексей Изотов, - «Бороться с нарушителями следует не категоричными наказаниями, а штрафами. Сейчас стоимость штрафа за отсутствие полиса ОСАГО всего 500 рублей. Примерно 10 остановок нарушителя инспектором в год равно средней цене страховки. Нужно вносить изменения в части ужесточения штрафов. Допустим, единоразовый штраф приравняется к стоимости полиса ОСАГО, но будет иметь рекомендательный характер. Если автолюбитель оформит полис в течении двух недель после вынесения штрафа его сумма уменьшится на 50%.»