Никогда в магазинах не было такого разнообразия одежды и обуви, как сегодня. Маркетологи придумывают акции, распродажи, бонусные программы вовсе не из альтруистических побуждений, а чтобы усыпить бдительность рядового потребителя.
Согласно совместному исследованию агентства ResearchMe и компании «СберМаркет» 30% россиян склонны к спонтанным покупкам одежды, а 57% – носков и нижнего белья. Получается, выгодный шоппинг и экономия – не одно и то же. В этой статье вы узнаете, как действительно не переплачивать в магазинах.
Правило 1. Планирование покупок
Планирование расходов на одежду и обувь следует начать с ревизии гардероба. Минимальный набор сезонных вещей взрослого россиянина, живущего в городе и работающего в офисе, выглядит так:
- По три пары зимней и демисезонной обуви. Не стоит носить одни ботинки (даже из качественной натуральной кожи) дольше 3 дней подряд, иначе они быстро выйдут из строя. Да и климат в стране мягким не назовёшь.
- Три пары летней обуви. Например, босоножки, кеды и полуботинки.
- Одна пара обуви для вечернего выхода. Например, у женщин это туфли-лодочки на высоком каблуке.
- Два вида верхней одежды для зимы: мягкой и суровой. Подойдут пуховик и шерстяное пальто.
- Верхняя демисезонная одежда: пальто или куртка.
- Верхняя одежда на лето: ветровка, парка или утеплённый пиджак.
Если вы знаете, каких вещей реально не хватает, то избежите импульсивных покупок. Сезонную одежду и обувь выгодно покупать после окончания сезона: тогда наценки минимальные, да и продавцы устраивают щедрые акции, чтобы быстрее распродать остатки. Например, зимние сапоги и пуховики дешевле всего стоят в период с апреля по август.
Правило 2. Качество важнее количества
На распродажах люди часто покупают барахло или вещи, неподходящие по фасону (размеру, цвету). Получается, вроде и сэкономили, а толку – ноль. Купленные обновки или быстро приходят в негодность, или годами пылятся на полках.
Лучше купить одну вещь высокого качества, чем три дешёвки. Например, дорогие зимние сапоги из натуральной кожи прослужат минимум 5 лет, тогда как китайские ботинки из кожзама могут развалиться уже через сезон. Покупать дешёвую обувь целесообразно только в трёх случаях:
- если вы не собираетесь носить её каждый день;
- если речь идёт о домашних тапочках, шлёпанцах, слипонах или балетках из текстиля (по качеству такие модели не сильно уступают дорогим аналогам);
- если скидка больше 70-80% – дарёному коню в зубы не смотрят.
С одеждой всё не так однозначно. Некоторые люди покупают много дешёвых товаров, потому что любят эксперименты с внешностью или хотят вписываться в тренды. Им быстро надоедает любая вещь, даже самая удобная и стильная. Но и в таком случае проблема решаема. Лучше купить 1-2 добротных комплекта наряда, а потом дополнять их аксессуарами. Последние стоят дешевле одежды и часто продаются по скидкам (без ущерба качеству).
Правило 3. «Рыбные» места
Нет, речь не про секонд-хенды, хотя и там иногда попадаются брендовые вещи в хорошем состоянии по смешным ценам. Но всё-таки лучше покупать новые изделия, особенно обувь. Разношенную пару будет неудобно носить, да и мало ли чем болел прежний хозяин. Может, грибком ногтей.
Дёшево купить новую одежду и обувь можно в трёх местах: дисконтах, стоках и интернет-магазинах. Последний вариант удобен ещё и тем, что можно следить за скидками, использовать промокоды или накопленные бонусные баллы (которые дают после регистрации). Вариант для экстремально дешёвого шоппинга – сайт AliExpress.
В дисконтах и стоках продаются вещи такого же качества, как и в обычных магазинах. Цены в среднем ниже на 30-50%, поскольку на прилавки попадают товары из старых коллекций. Продавец вынужден уменьшать наценку, чтобы быстрее распродать остатки. А интернет-магазины могут позволить себе щедрые скидки на брендовую обувь за счёт невысоких расходов. Владельцам не надо платить за аренду торговых площадей, зарплату продавцам и т. д.
Правило 4. Мониторинг акций и скидок
Некоторые люди покупают товары исключительно по акции. Для них даже есть специальный термин в Интернете – черри-пикеры. Вы тоже можете задействовать «фишки» современного шоппинга:
- расплачиваться картой лояльности или бонусными баллами;
- накапливать и тратить кешбэк;
- использовать онлайн-мониторинги цен;
- участвовать в распродажах;
- активировать промокоды.
У описанного способа есть недостаток – риск увлечься и накупить ерунды. Сохраняйте спокойствие. Следите за скидками, но покупайте уценённые товары только по мере необходимости. Особенно осторожным нужно быть в «Чёрную пятницу» и «Киберпонедельник»: в этот период многие продавцы предлагают псевдоскидки, играя на любви покупателей к халяве. Не поленитесь ознакомиться с ценами за 2-4 недели до мероприятия.
Правило 5. Пауза перед покупкой
Допустим, у вас возникло спонтанное желание что-то купить. Не торопитесь бежать к кассе. Существует как минимум 3 причины, из-за которых вам, возможно, не нужна обновка:
- Другой стиль жизни. Зачем покупать коктейльное платье, если последний раз вы посещали модный клуб (ресторан) 3 года назад? Когда соберётесь на мероприятие, тогда и купите.
- Плохое настроение. Да, шоппинг не хило так помогает взбодриться. Но надолго ли? Настроение может испортиться позже, когда вы пожалеете о выброшенных на ветер деньгах.
- Не выгодно. Перед тем, как покупать одежду или обувь, загляните в другие магазины или на сайты конкурентов. Возможно, кто-то продаёт аналогичный товар дешевле или предлагает поучаствовать в акции.
Таким образом, экономить на одежде и обуви можно без ущерба для стиля. При этом необязательно покупать дешёвое тряпьё или занашивать старые вещи до дыр. Принцип экономии прост, как апельсин: меньше эмоций, больше осознанности.