Убывающая популярность президента Украины Владимира Зеленского напоминает игру актера, у которого кончился сценарий, но он пытается импровизировать. Стихийная центристская коалиция, собравшаяся вокруг нового главы государства, постепенно разочаровывается и начинает расходиться, говорится в материале эксперта Carnegie Константина Скоркина.
Пришедший к власти Зеленский получил колоссальный кредит доверия. В отличие от своего предшественника Петра Порошенко, сделавшего ставку на консервативную триаду «армия — язык — вера», Зеленский имел возможность решить проблему русского языка, однако, стараясь угодить всем в этом болезненном вопросе, он растерял инициативу. Верховная рада даже не стала рассматривать инициативу одного из «слуг народа» о переносе украинизации школы на 2023 год.
«Выучил украинский, когда ушел в политику», — это типичная история не только для Зеленского, но и для Юлии Тимошенко, Виктора Януковича, да и, по большому счету, русскоязычного в быту Петра Порошенко, пишет эксперт Carnegie.
Неудивительно, что в самопровозглашенных ЛНР и ДНР невнятную языковую политику президента Украины используют для антиукраинских настроений. Недаром республики признали русский язык единственным государственным языком, тогда как ранее формально поддерживалась идея двуязычия, напоминает эксперт.
В целом политика Зеленского демонстрирует попытку ухода от спорных тем под прикрытием объединительной риторики. Отчасти такая тактика себя оправдывает, как, например, в случае с Томосом. Болезненная тема декоммунизации и смены советских топонимов также спущена на места для решения в судах.
Более сложной для нынешней администрации Зеленского является тема отношений с западными соседями Украины. Примечательно, что Порошенко, ставивший евроинтеграцию выше национализма, неплохо ладил как с Будапештом в вопросе венгерского меньшинства в Закарпатье, так и с Польшей. Однако позже с Венгрией разгорелся конфликт из-за языковых прав венгерской диаспоры, с Варшавой Киев разругался из-за героизации украинских националистов, которых в Польше считают убийцами.
Зеленский постарался смягчить конфликтные отношения, пойдя на уступки в языковом вопросе для венгров Закарпатья. Тем не менее нынешний глава государства не может рассчитывать на националистический электорат Порошенко, недоступны ему и голоса пророссийски настроенных жителей Украины.
Ворвавшись в украинскую политику как представитель «третьей силы», Зеленский постепенно растерял колоссальный кредит доверия, так и не обзаведясь собственным ядром, а его сторонники не обладают компетенцией для всеобщего примирения. Таким образом, нынешний украинский президент напоминает профессионального актера, который импровизирует на ходу, когда публика уже начала расходиться, отмечает автор материала.