Эксперты ЮНЕСКО вынесли однозначный запрет на постройку моста на Куршскую косу между Клайпедой и Нерингой из-за негативного влияния на экологию заповедника. Власти Литвы ответили на это предложением построить тоннель.
По мнению эксперта Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО доктора Тарна Феджерди, строительство моста и резкое увеличение притока туристов скажется крайне пагубно на заповеднике "Куршская коса".
"Теперешняя ситуация, когда никакого моста нет, напротив, создаёт условия для автоматического функционирования фильтра людского потока на взморье. Особенно если учитывать чрезмерно большую нагрузку на местность от транспорта. Поэтому необходимо чётко декларировать, что нынешнее положение должно сохраняться без изменений", - цитирует отчёт доктора Феджерди местная газета Lietuvos žinios.
В заключение эксперт ЮНЕСКО рекомендует литовским властям законодательно запретить строительство любой переправы на Куршскую косу, увеличивающую поток посетителей взморья.
Ответ литовской стороны оказался удивительным и поверг в ступор наблюдателей и экологов. "Мы действительно примем во внимание выводы ЮНЕСКО. Если говорят, что мост нельзя строить - не станем, будем думать о тоннеле. Я придерживаюсь такой же позиции: сообщение между Куршской косой и Клайпедой должно быть хорошим, потому что этого хотят сами жители Неринги", - заявил глава Неринги Дарюс Ясайтис.
Как сообщила ранее в эксклюзивном интервью порталу RuBaltic.Ru профессор, ведущий научный сотрудник Института водных проблем РАН, замзавкафедрой отраслевого и природно-ресурсного управления МГУ Наталья Митина, экосистема Куршской косы очень ранимая вследствие своего происхождения и состава. По её словам, "коса образована морем. Надводная часть в основном находится на песках. Существуют методики расчёта возможной экологической и рекреационной нагрузки на экосистемы разного вида. И вот особенно ранимыми являются экосистемы, сформированные на песках. Причём, пески эти когда-то двигались, потом на них поселилась растительность. Это закрепило некоторым образом косу. Она остановилась, прекратила разрушаться штормами. За счёт растительности коса становится более-менее стабильной. Как только количество туристов превысит допустимую норму, в первую очередь начнёт выбиваться травянистый покров. Уже немножко начнётся движение почвы. Размывается и почва от дождей и заморозков. Вслед за травянистым покровом разрушается кустарник, потом деревья. Когда это произойдёт, продолжится движение. Ситуацию усугубят ветра, дожди и сила штормов. Пойдёт интенсивное разрушение".
Профессор Митина отметила, что Куршская коса не может принимать туристов в неограниченном количестве, поэтому их численность необходимо регулировать, а планируемый мост этой цели никак не способствует. "Нужно строго нормировать количество туристов и масштабное строительство вроде мостов. В противном случае её просто смоет, и не будет Куршской косы", - резюмировала учёный.
Теперь же, предлагая построить тоннель вместо моста, Литва лишь формально следует рекомендациям ЮНЕСКО, выискивая лазейку для осуществления варварского покушения на экосистему заповедника.