Кризис на границе с Беларусью лишит Польшу прибыли от бизнеса по перевалке грузов из Китая в Европу. Об этом пишет газета Rzeczpospolita.
Затяжная эскалация напряженности на границе с Беларусью может ударить по интересам Польши, касающимся проекта «Новый шелковый путь». Эксперты, опрошенные изданием, опасаются, что возможные проблемы с движением поездов по маршруту Китай — Европа, пересекающих границу, могут перенаправить транзит за пределы Польши.
По словам директора по развитию бизнеса логистической компании Done Deliveries, члена правления Польской ассоциации менеджеров по логистике и закупкам (PSML) Теодора Кула, долгое время китайская сторона рассматривала Беларусь как очень стабильный элемент железнодорожной цепочки поставок в Европу.
«Но теперь ситуация в корне изменилась. Поэтому частичное перенаправление грузов в другие страны уже происходит», — говорит руководитель компании.
По данным издания, Калининградская область становится всё более конкурентоспособной для Польши. Доля российского эксклава в перевалке товаров увеличилась с 3% в 2019 году до 13% в первой половине 2021 года.
В то же время Венгрия изо всех сил пытается перенаправить транзит на себя, например, за счет восстановления пограничного перехода Захонь на границе с Украиной, конкурирующего с польским Малашевиче возле Тересполя.
«Рынок не терпит вакуума, и наши соседи разрабатывают конкурентоспособные предложения по железнодорожному и морскому транспорту», — добавляет Кула.
Как отмечает издание, в настоящее время границу Беларуси и ЕС в Малашевиче пересекает большинство поездов, идущих из Китая в Западную Европу и наоборот. Здесь находится крупнейший в стране железнодорожный сухой порт, позволяющий перегружать грузы с ширококолейных поездов на платформы с европейской колеей. Но его погрузочные мощности на исходе.
По данным PSML, доля Малашевиче в перевалке грузов снизилась с более чем 90% в 2019 году до 68% в первой половине 2021 года.
В статье указывается, что в текущем году было выделено 3 млрд злотых (более 640 млн евро) на модернизацию терминала, чтобы сделать его крупнейшим и самым современным перевалочным узлом в Европе, действующим как часть «Нового шелкового пути». Это монополизировало бы торговлю между Китаем и Европой.
«Однако в контексте нынешней кризисной ситуации с мигрантами будущее участие польско-белорусских пограничных переходов в обработке грузов с Востока остается под вопросом», — считает Кула.
Автор публикации делает вывод, что кризис на границе представляет большую проблему для Польши, потому что количество перевозок между Китаем и странами Западной Европы будет увеличиваться. За первые шесть месяцев 2021 года был зафиксирован рекордный результат — обслужено более 10 тысяч поездов, по сравнению примерно с 12 тысячами за весь 2020 год, что «иллюстрирует масштаб потенциального роста».
Издание отмечает, что на кону большие деньги. По оценкам Центра экономики и бизнес-исследований, вклад в ВВП Польши от участия в проекте «Новый шелковый путь» может достигнуть 48 млрд долларов.
Между тем анализ Польского экономического института (PIE) показывает, что роль самой Беларуси во внешней торговле Польши относительно невелика. Полное закрытие польско-белорусской границы (автомобильные и железнодорожные переходы) для грузовых перевозок будет означать потерю 1,6 млрд евро экспортных доходов в Беларусь, исходя из данных за 2020 год, и снижение импортных расходов на 1 млрд евро.
По словам аналитика группы внешней торговли PIE Яна Стшелецки, через территорию Беларуси проходит более 4% объема торговли между Китаем и ЕС, включая электронику и запчасти для автомобилей.
«Это очень важные товары для европейских производителей, и увеличение сроков будет иметь большое значение для функционирования цепочек поставок», — говорит Стшелецки.
Автор публикации добавляет, что дополнительной проблемой может стать неэффективная польская администрация, поскольку данные Всемирного банка доказывают, что за последние несколько лет Польша не улучшила эффективность таможенных процедур и время обработки при пересечении границы.
О том, как Литва лишается китайских инвестиций в инфраструктуру, читайте в материале RuBaltic.Ru «Калининград и Польша будут зарабатывать на транзите из Китая вместо Литвы».