Между Беларусью и Россией существовала железная дорога, которая по самой кратчайшей линии соединяла Новополоцк и Усть-Лугу. Об этом порталу RuBaltic.Ru рассказал доктор экономических наук, профессор СПбГУ Николай Межевич.
Эксперт напомнил, что железнодорожное строительство очень дорого и финансовые вложения в него окупаются очень долго, но при этом железные дороги позволяют народному хозяйству той или иной страны или нескольких государств решать свои ключевые экономические задачи.
«Сегодня и в России, и в Республике Беларусь поезда ходят по дорогам, которые имеют отношение не только к Советскому Союзу и Коммунистической партии СССР, но и к совсем другим лицам. Например, Александру III, Николаю II, а одна дорога в Российской империи даже имеет отношение к Александру II. То есть раз построенные дороги, как правило, сохраняются на очень долго и помогают развиваться экономике. Но, к сожалению, не все дороги сохраняются. Иногда их разбирают для того, чтобы перенести в другое место. Иногда они просто разрушаются в ходе войны», — рассказал Межевич.
По его словам, до Великой Отечественной войны существовал путь, ведущий из Новополоцка в Псков, по которому в случае вооруженных действий должны были перемещаться войска.
«Эта дорога шла вдоль границы с буржуазной Латвией, как мы тогда говорили и буржуазной Эстонией, которые не воспринимались как друзья Советского Союза. <…> Но война случилась немножко другая. Не война с Эстонией, не война с Латвией, а Великая Отечественная и Вторая мировая война и этот участок дороги был уничтожен», — подчеркнул Межевич.
Он отметил, что есть вторая часть этого важного пути: из Пскова до Гдова, затем до станции Сланцы, потом до Веймарна и до Усть-Луги.
«Этот участок дороги очень важен вот почему. Это дорога прямо по берегу Чудского озера. И она вела из Пскова кратчайшим путем к тому порту, который сегодня огромен, велик — Усть-Лужский порт. Построена она была в 1915 году, то есть в годы Первой мировой войны. Потому что военачальники уже предполагали, что немцы могут двигаться достаточно далеко к Петрограду, его надо было защищать. В конечном счете немцы не дошли [до него], но, опять же в годы войны эта дорога частично была разобрана», — сказал эксперт.
Он указал, что от пути, который по самой кратчайшей линии соединял Новополоцк и Усть-Лугу остались лишь отдельные участки, которые сегодня находятся не в самой идеальной форме и нуждаются в электрификации, обновлении, укреплении дорожного полотна.
«Поэтому для вывоза нефтепродуктов будет использоваться немножко иной путь, идущий от Витебска до Гатчины — это практически пригород Санкт-Петербурга. И от Гатчины эшелоны будут сворачивать на запад к Усть-Луге. Это такая маленькая буква "г". Более прямой путь — это вот та старая дорога, которая могла бы нам помочь, если бы она была в целости и сохранности. И здесь, соответственно, очень важный момент, если бы российско-белорусские отношения с самого начала предполагали то, что мы будем работать вместе и не будем кормить наших врагов, а Литва — это враг, Латвия — это враг, и не надо стесняться этого слова, мы бы за 30 лет возобновили бы все эти дороги заново. И они бы у нас были в великолепном состоянии, и мы бы везли грузы практически на такое же расстояние, как и до Клайпеды. Но везли среди своих, по своим тарифам, при минимальных затратах на электроэнергию и рабочую силу, при соблюдении классического принципа: торговать надо с надежным партнером. Россия для Беларуси и Беларусь для России при всех некоторых нюансах — это надежный партнер. Литва для нас и для Минска — это партнер ненадежный», — заключил Межевич.
Ранее Россия и Беларусь подписали межправительственное соглашение о перевалке белорусских нефтепродуктов через порты РФ. В соответствии с договором, объем перевалки в 2021–2023 годах должен превысить 9,8 млн тонн.