Доктор исторических наук Олег Романько рассказал, как Киев проводил в Крыму до 2014 года политику национализма, которая вела к конфликтам в вопросах национальной памяти и истории.
Соответствующее заявление он сделал во время научной конференции «Рубежи России: геополитика, регионалистика, историческая память», посвященной 75-летию Калининградской области. Мероприятие организовано Балтийским федеральным университетом им. Канта, трансляция прошла на YouTube-канале организатора.
«Многие конфликтогенные моменты сформировались именно за эти 23 года, в течение которых Крым был в составе Украины. Потому что Украина проводила свою политику памяти, плюс использовалась крымско-татарская карта, как ни крути», — пояснил Романько.
По его словам, Киев предпринимал попытки навязать националистические идеи, что порождало поводы для конфликтов в обществе и споров об истории.
«Украинский нарратив всегда выступал больше как подпорка для крымско-татарского нарратива. И постоянно украинские мелкие националистические организации в Крыму выступали на поддержке у запрещенной в РФ организации "Меджлис". В 2014 году ситуация изменилась кардинально, украинский нарратив исчез, поскольку его перестали поддерживать на государственном уровне», — пояснил он.
В свою очередь, кандидат исторических наук Алексей Попов привел конкретные примеры того, как украинская политика вела к разрушению культурного наследия.
Первый из примеров, который привел Попов, это памятник Екатерине II в Симферополе, который был открыт в 1890 году, затем во время гражданской войны его дважды демонтировали и снова восстанавливали, а в 1921 году он был окончательно разрушен.
«В 2007 году появилась идея его восстановления. Пророссийскими организациями Крыма было заявлено, что памятник будет восстановлен в таком же виде, в каком был. И тогда это вызвало резкое противодействие как со стороны крымско-татарских объединений, в частности запрещенной на территории РФ организации "Меджлис", так и со стороны украинских националистических организаций», — объяснил историк.
По его словам, в украинских реалиях допускались заявления о том, что даже если памятник построят, то его тут же «снесут, выкинут, поиздеваются».
«То есть, поскольку позиция центральных украинских властей в этом вопросе была негативной, а местные власти старались не идти на конфликт с центром, эта идея повисла в воздухе и начала форсированно развиваться только после 2014 года, когда Крым вошел в состав РФ. В 2016 году этот памятник был восстановлен», — сказал он.
Другой характерный пример, который привел историк, — памятник «Большой тройке» в Ливадии. Попов напомнил, что скульптор Зураб Церетели изготовил скульптуру лидерам «Большой тройки» в 2005 году и выразил готовность передать ее в Крым, чтобы она была установлена, но это снова вызвало «достаточно истерическую реакцию со стороны украинской и крымско-татарской общественности». Только в 2015 году монумент наконец-то был открыт.
Ранее историк рассказала, как в современных геополитических реалиях со стороны западных стран наблюдается откровенная тенденция создавать негативный образ советских Вооруженных сил во Второй мировой войне. Подробнее об этом читайте в материале RuBaltic.Ru.