Страны Балтии после введения санкций против России понесли тяжелейший ущерб. Об этом заявил старший научный сотрудник Центра постсоветских исследований Института мировой экономики и международных отношений им Е. М. Примакова Дмитрий Офицеров-Бельский в ходе заседания диалоговой площадки «Балтийская платформа», прошедшей в Калининграде в рамках Кантовского конгресса.
Мероприятие под названием «Наследие Иммануила Канта для современных международных отношений» проводилось в Балтийском федеральном университете им. И. Канта.
Эксперт подчеркнул, что перевалка грузов через порты стран Балтии постепенно снижалась на протяжении многих лет.
«Что-то сохранялось. Мы, например, можем вспомнить, что еще в 2022 году основным ведущим поставщиком вин на территорию России была Латвия, как ни странно. А в 2023 году сразу же на первое место вышла Италия. То есть фактически всё вернулось на некие разумные круги, и сейчас Латвия находится на третьем месте», — сказал Офицеров-Бельский.
По его словам, был серьезно снижен реэкспорт соответствующей продукции через Латвию.
«Должен подчеркнуть, что, в принципе, вот такие вот взаимоотношения, в том числе и торговые, и прочие остальные коммуникации с Прибалтийскими странами, в том числе и с Польшей, они, мне кажется, у нас в свое время прошли некий пик. И вообще Балтийский регион, с одной стороны, имеет высокий тонус напряженности международной, а с другой стороны, его, скажем так, важность, она тоже не должна слишком сильно преувеличиваться. Дело в том, что регион прошел свой коммуникационный пик, коммуникации очень многие изрублены, как я сказал, их не удастся восстановить и даже не нужно. В этом нет никакого смысла полностью восстанавливать. Можно будет какие-то неэффективности потом разрешить», — отметил эксперт.
Он напомнил, что регион уже прошел свой демографический пик. Наблюдается «угасание населения» в странах Балтии и Польше.
«Если мы говорим об экономике, на сегодняшний день вот Польша, например, дала в прошлом году 0,2% экономического прироста, это за последние обозримые годы самый низкий результат. До этого в 2022 году было более 5% экономического роста. Что касается Прибалтийских стран — у всех экономическое снижение. Причем у Эстонии, например, этот год будет третьим годом экономического спада. Понятное дело, что, скажем так, с теми факторами эффективности и конкурентоспособности, которыми они обладают на сегодняшний день, ничего хорошего эти страны не ждет. Финская экономика в конце 2023 года вступила официально в рецессию. То есть мы наблюдаем спад и экономический, и демографический, спад в коммуникациях с Россией и так далее», — сказал Офицеров-Бельский.
Политолог добавил, что Балтийский регион всегда развивался как контактная зона с Россией, а не буферная или лимитрофная.
«Это было очень серьезным фактором конкурентоспособности для Прибалтийских государств. А сейчас это, в принципе, исчезает. Если мы, допустим, будем коммуникацию западную восстанавливать, то страны Балтии в этом смысле совершенно не нужны. Если мы говорим о стратегических аспектах, то, опять-таки, свой пик стратегической важности Прибалтика тоже уже прошла. Если мы посмотрим внимательно, можно ли развернуть большие армии на территории, допустим, небольших Прибалтийских государств и будут ли они уязвимы? Они будут уязвимы. Разворачивать их там нецелесообразно», — заключил эксперт.
Ранее директор Института Европы Российской академии наук (РАН) Алексей Громыко заявил, что Балтийско-Скандинавский регион по своему эскалационному потенциалу может сравниться только с Черноморским.