Тезис о «советской оккупации» Латвии на сегодняшний день является идеологической платформой для проведения властями республики политики обеления нацизма. Об этом заявил директор Балтийского центра исторических и социально-политических исследований (Латвия) Виктор Гущин в ходе круглого стола, посвященного российским и прибалтийским подходам к интерпретации событий 1940–1941 годов, проведенного агентством ТАСС.
По мнению Гущина, нынешняя политика руководства Латвии включает в себя в том числе и признание равной ответственности СССР и нацистской Германии за развязывание Второй мировой войны, а также реабилитацию формирования и боевой деятельности Латышского добровольческого легиона ваффен СС при одновременном всяческом очернении и осуждении роли Красной армии в освобождении страны от нацизма.
«Основанную на антироссийской политике, русофобии, политической и историко-культурной реабилитации нацизма идеологию современного Латвийского государства поддерживает сегодня абсолютное меньшинство страны. И осознание этого факта вызвало буквально истерическую реакцию со стороны руководства Латвии», — сказал политолог.
Он напомнил, что утверждение о незаконной «оккупации» СССР республик Прибалтики использовалось и ранее. Его активными пропагандистами в западных странах выступали латышские эмигранты, которые в довоенный период были тесно связаны «с авторитарным и этнократическим режимом Карлиса Улманиса, а в период нацисткой оккупации верой и правдой служили гитлеровскому режиму».
«Надо отметить, что сам тезис об оккупации Советским Союзом республик Прибалтики получил широкое распространение именно в период нацистской оккупации Латвии, Литвы и Эстонии», — подчеркнул Гущин.
Он пояснил, что после разгрома нацистской Германии многие латышские коллаборационисты оказались на Западе, где их, вместо того чтобы привлечь к ответственности, стали активно использовать в идеологической борьбе против СССР.
«Утверждения об оккупации Латвии с 1940 по 21 августа 1991 года до настоящего времени не имеют никакого обоснования в международном праве, тем более что республика после 1991 года сама отказалась требовать в ООН признания факта оккупации на международном уровне», — заявил политолог.
Он отметил, что выдающаяся роль в закреплении тезиса об «оккупации» СССР в общественном сознании и в первую очередь в умах молодого поколения латышей принадлежит именно выходцам из радикальной части латышской эмиграции.
«Здесь надо называть двух президентов Латвии Вайру Вике-Фрейбергу (1999–2007) и нынешнего президента Эгилса Левитса, который, между прочим, был одним из главных идеологов текста Декларации о восстановлении государственной независимости Латвийской республики от 4 мая 1990 года», — сказал Гущин.
По его мнению, для защиты исторической правды необходимо публиковать архивные документы о довоенных режимах в Латвии, Литве и Эстонии. Гущин подчеркнул, что огласке нужно также придавать материалы о причинах коллаборационизма в период нацистской оккупации и о роли Красной армии в освобождении Прибалтийских стран.
«Крайне важно, чтобы эти публикации были изданы на основных европейских языках, а также на латышском, эстонском и литовском», — добавил Гущин.
Ранее Министерство обороны России рассекретило документы об освобождении Риги от нацистов. Архив содержит план наступательной операции, наградные документы отличившихся красноармейцев, а также информацию об отступательных действиях нацистов, вызвавших большие разрушения в городе и его окрестностях, и свидетельства об их зверствах.