Древняя Русь, Российская империя и СССР в белорусских школах изучаются на курсе всеобщей истории, а Великое княжество литовское и Речь Посполитая — как история Беларуси. Об этом заявил историк, ведущий научный сотрудник Центра постсоветских исследований Национального исследовательского института мировой экономики и международных отношений им. Примакова Российской академии наук (ИМЭМО РАН) Александр Гронский.
Соответствующее заявление он сделал во время круглого стола, организованного аналитическим порталом RuBaltic.Ru на тему «Гуманитарные основы союза Беларуси с Россией: какой идеологический "драйвер" нужен Союзному государству».
В контексте обсуждения гуманитарных драйверов интеграции, эксперт обратил внимание на историческое школьное образование.
«Интересные вещи наблюдаются. История делится на всемирную, то есть не нашу, и отечественную, то есть нашу. <…> И вот какие страны являются нашими? Вот, например, в учебниках Беларуси Древняя Русь изучается во всемирной истории, то есть это не наша страна с точки зрения белорусских авторов. В то же время история литовская полностью изучается в истории Беларуси», — пояснил Гронский.
Также он обратил внимание, что нет в учебниках всемирной истории каких-то литовских или украинских частей.
«Первая Речь Посполитая полностью изучается в истории Беларуси. В последнем учебнике всемирной истории — там то ли абзац, то ли два абзаца посвящаются Речи Посполитой, краткий пересказ того, что в истории Беларуси. Российская империя, в которую Беларусь входила целиком, изучается во всемирной истории. Советский Союз — тоже всемирная история. То есть эти государства, с точки зрения белорусских историков, не наши, то есть не белорусские», — подчеркнул эксперт.
В то же время он добавил, в пятитомнике по истории белорусской государственности указано, что это исторические формы белорусского государства, в том числе Российской империи.
«Вот тут наблюдается странные разночтения между одними авторами книг и авторами учебников», — подметил Гронский.
По его словам, российские и белорусские историки, которые обсуждали школьную учебную литературу, понимают, что единого учебника по истории нет и создать его очень сложно.
«Когда мы говорим про гуманитарное пространство, гуманитарное единство, интеграцию, нужно начинать с низов, с учебников школьных. <...> Белорусские учебники не отличаются какой-то агрессивностью антироссийской, но есть моменты, когда и фальсификации содержатся в учебниках белорусских, когда просто человеку, историческому персонажу приписывают слова, которых он никогда не говорил. Даже в нынешних учебниках такое есть», — рассказал эксперт.
2022 год в Беларуси объявлен годом исторической памяти. Озабоченность белорусских властей вопросами исторической политики понятна. События 2020 года показали колоссальные упущения в области строительства национально-культурной идентичности белорусов, которое в последние годы оказалось фактически отданным на откуп националистам. Подробнее об этом читайте в материале RuBaltic.Ru «Что готовит Беларуси год исторической памяти?».