Идея постройки единого речного пути по территории трех стран появилась после распада СССР. Речь шла о прокладке канала для баржевого судоходства, позволяющего свободно перемещать грузы между Черным и Балтийским морями. Периодически появлялась информация о подготовительных работах, подогреваемых медийной кампанией в русле экономического сближения с Европой и ухода от доминирования России во взаимной торговле со странами Восточной Европы. Однако за все эти годы ни одна из стран не сделала ничего в продвижении проекта.
В Евросоюзе вдохновились идеей прокладки водного пути через Украину, Беларусь и Польшу. Проект получил название Е–40 и был включен в программу «Восточного партнерства». Предполагалась модернизация двух тысяч километров рек Днепр и Припять, затем части западного Буга до Вислы и далее до выхода на польские порты на Балтике — Гданьск и Гдыню. Планировалось, что речной коридор сможет вместить 5–7 млн тонн грузов ежегодно в обход России, скрепляя экономики Украины, Беларуси и Польши. Поэтому ни одна из сторон не скрывала, что проект является политическим.
В сентябре 2019 года представители министерств транспорта Украины и Беларуси обсуждали будущий проект, а в декабре Киев и Минск подписали соглашение о взаимопонимании. Вся программа должна обойтись в $20 млрд, которые обязались изыскать власти трех стран — участниц проекта.
Однако каждая из стран имеет свои препятствия в его реализации. В частности, иностранные инвесторы боятся вкладывать средства в белорусскую инфраструктуру, не понимая каким курсом Минск пойдет далее. Украинский участок водного пути также настораживает, поскольку он в районе реке Припять проходит по местам, зараженным взрывом Чернобыльской АЭС в 1986 году. Именно этот момент больше всего сдерживал Польшу в форсировании строительства единого водного пути. Лишь в Киеве надеются на запланированную весной этого года встречу с иностранным банковским сектором.
Стороны не останавливает нерадужное будущее ближайшего семилетнего бюджета ЕС, в котором после выхода Великобритании будут немилосердно урезаны любые неприоритетные расходы. Впрочем, в том же Киеве настроены празднично: Ярослав Пилипчук из Украинского института будущего уверен, что завершение этого проекта позволит связать единым торговым путем Скандинавию и Индию.