Такие провокационные ярлыки, как «страна-агрессор», «кремлевская пропаганда», «путинский режим», пользующиеся популярностью на Западе, не появляются спонтанно. Все они базируются на заранее подготовленной дезинформации. Такое мнение в ходе прошедшего 16 мая в редакции «Комсомольской правды» круглого стола «Политические мифы: технологии создания и использования» высказал американский бизнес-аналитик, автор книги «Лжеубийство Литвиненко» Уильям Данкерли.
По словам Данкерли, легенды о «российской агрессии» начали создаваться еще в 90-е годы, во время распада СССР и сепаратистских процессов в союзных республиках. Они настолько закрепились в сознании стран Запада, что каждый новый подобный миф лишь подтверждает предыдущий.
Так, дело Скрипаля является логичным продолжением дела Литвиненко. Мотивы обвинений в причастности России к отравлению бывших соотечественников до сих пор не ясны, а то, с каким упорством эти инсинуации появляются в зарубежных СМИ, говорит о том, что они являются частью внешней политики.
«В психологии такая конструкция выстраивания мифов в сознании людей называется "схемой". Как только вы усвоили эту схему, мозг начинает сознательно работать на то, чтобы ее удержать и не отбросить. И в этом есть определенный смысл, потому что в человеческом бытии такие конструкции чаще всего бывают полезными. Однако если схема превращается в закостеневшую модель, она обретает негативное значение. В таком случае любая информация, которая ее не подтверждает, просто игнорируется или интерпретируется однобоко», — объяснил Данкерли.
Слова о «российской агрессии», проявленной в отношении Скрипаля и Литвиненко, являются явной провокацией в адрес России, нужной Западу для поддержания противостояния. «Каждый раз, когда вы слышите новую страшилку про Путина, будьте уверены: она элемент заранее отработанной схемы», — подытожил эксперт.