Дочерняя компания государственного железнодорожного оператора «Литовские железные дороги» (ЛЖД) LTG Infra с января существенно подняла тарифы, в результате чего некоторые услуги перевозчика подорожали почти на 300%. Об этом пишет BNS.
Как указывается в публикации, услуги основной компании подорожали на 43–261%, LTG Cargo на 13–261%, маневровые услуги стали дороже на 43%, движение подвижного состава — на 111%.
«Стоимость услуг устанавливается в соответствии с утвержденными методиками. С 2022 года плата за некоторые услуги снизилась до 57%, за другие увеличилась до 298%», — сказал представитель LTG Infra Гедиминас Петраускас.
В то же время представитель LTG Cargo Котрина Дзикарайте утверждает, что услуги ЛЖД подорожали, но не настолько.
«Хотя затраты быстро растут, компания обесценивает большую их часть. С учетом этого и в зависимости от имеющихся договоров тарифы на услуги увеличены с 2% до 12%, а для тех, с кем есть долгосрочные и крупнообъемные договоры на грузоперевозки, тарифы изменились всего на 2–4%», — отметила Дзикарайте.
По ее словам, подобная ситуация возникла после оценки инфляции, роста заработной платы и цен на топливо.
В свою очередь генеральный директор одной из крупнейших стивидорных компаний Клайпедского порта Bega Лаймонас Римкус подчеркнул, что такого скачка тарифов не было за всю историю компании.
«Мы много лет работаем в сфере логистики и транспорта, я 27 лет в порту — не помню случая, чтобы цены на услуги так сильно поднимались, такого в истории не было. Корректировка цены была 1–4% с предварительной информацией, чтобы ее можно было усвоить, скорректировать и переориентировать», — пояснил управленец.
Также он добавил, что нынешняя ситуация может нанести непоправимый ущерб всей системе логистики, всей отрасли.
«Это было сделано действительно небрежно и без оценки целого. Даже в международном контексте после повышения этих тарифов мы стали очень дорогими, хотя тарифы в порту не изменились», — отметил Римкус.
Более того, он подчеркнул, что решение об увеличении стоимости услуг ЛЖД снижает конкурентоспособность страны: перевозчики могут обойти Клайпедский порт и выбрать Ригу. В этом случае и морская гавань Литвы, и компания, и LTG потеряют доход.
«У литовских производителей есть контракты на перевозку через Литву сроком как минимум еще на год. Теперь они осознали, что произошло, и начали присматриваться к соседним портам, в частности к Риге. Насколько мне известно, тарифы там не изменились, Рига рядом и можно заключать очень хорошие сделки. Доступность вокзала и терминала там в 3–4 раза дешевле, чем у нас. Это не верно. Латыши следят за ситуацией и попытаются этим воспользоваться, они заявляют об этом публично», — пояснил гендиректор Bega.
Кроме того, он предупредил, что перевозки транзитных грузов через Литву могут сократиться вдвое из-за геополитических событий: LTG становится всё более зависимой от транспортировки местных продуктов. Но литовские клиенты тоже могут уйти.
«Из-за подорожания транспорта кто-то обязательно откажется от железнодорожных услуг, потому что не сможет за них платить. А при снижении объемов грузоперевозок и повышении цен на услуги железные дороги могут рухнуть. Клиентов просто не будет», — подчеркнул Римкус.
Ранее оператор «Литовских железных дорог» (Lietuvos gelezinkeliai), расторгнувший контракт на перевозку подсанкционных удобрений «Беларуськалия», начал искать грузы в Нидерландах и Италии.