Беларусь заберет все свои грузы из Клайпедского порта Литвы. Об этом заявил премьер-министр республики Роман Головченко, трансляция опубликована в Facebook пресс-службой правительства.
По словам Головченко, ранее объявленная стратегия действия в ответ на прекращение транзита калия через Литву уже реализуется. Он пояснил, что за последние пять лет все балтийские порты снизили грузооборот, за исключением Клайпедского, перевалка в котором увеличилась за счет белорусского калия.
«Таллин [грузооборот] упал, Рига упала, Вентспилс упал, причем существенно. Выросла только Клайпеда за счет белорусского калия. Поэтому с уходом нашего калия из Клайпеды, она присоединится к своим коллегам прибалтийским по падению грузооборота через эти порты. Мы, безусловно, идем дальше и все остальные наши товарные позиции, которые еще поставляются через Клайпеду, будем переносить на другие порты», — пояснил премьер.
Такое решение белорусской стороны он всё же назвал не добровольным.
«Мы вынуждено пошли на ответный шаг по ограничению или введению конвенционного запрета на железнодорожные перевозки удобрений и нефтепродуктов из Литовской Республики, которые идут транзитом через нашу территорию. Подчеркну, что это вынужденный шаг, который мы должны были сделать, чтобы не оставлять без ответа такое агрессивное недружественное поведение литовских партнеров, которое проявляется не только в этом вопросе», — сказал Головченко.
Также он отметил, что Беларусь предпринимала правовые попытки разрешения ситуации. Он сослался на межправительственные документы, которые по мнению Минска нарушил Вильнюс.
«Я предложил своей коллеге, премьер-министру Литвы, обсудить ситуацию и принять решения, которые были бы, как они говорят, цивилизованными и в рамках международного права и коммерческих практик, но этот сигнал воспринят не был. Вместо этого мы видели, что литовская коллега решила провести консультации с этим бродячим цирком под названием "штаб", который там окопался. Ну, какие консультации провели, такое решение и приняли. Но мы абсолютно спокойно к этому относимся и реализуем ту стратегию, которую выработали», — подчеркнул глава правительства Беларуси.
В то же время, добавил Головченко, стратегия сейчас состоит в том, чтобы перевести все белорусские грузы в порты дружественных стран. По словам премьера, Россия является стратегическим направлением. В частности, на прошлой неделе состоялась большая встреча высокого уровня с участием грузоотправителей, экспедиторов, перевозчиков и представителей портов.
«Наши грузоотправители, наши логисты складывали все схемы по различным видам грузов там, где это коммерчески для нас выгодно. Еще раз подчеркну, что наши российские коллеги занимают союзническую позицию и не пытаются каким-то образом в своих интересах использовать определенные трудности, которые у нас возникают», — сказал глава Кабмина.
Головченко указал, что по расчетам правительства, ущерба для экономики Беларуси от прекращения транзита калия через Литву не будет, однако он не стал говорить, через какие именно порты станут вывозиться белорусские товары.
Премьер добавил, что в Литве уже подан иск от «Беларуськалия».
«Наши юридические консультанты оценивают, что шансов отвертеться у ответчиков практически нет. Но это судебная процедура, я же не могу гарантировать. Но наши консультанты говорят, что шансы получить компенсацию и штраф очень высокие», — резюмировал премьер.
Напомним, с 1 февраля Литва прекратила транзит попавших под санкции США удобрений «Беларуськалия». Позже Беларусь запретила железнодорожный транзит нефтепродуктов и удобрений из балтийской республики. Ранее Украина приостановила транзит грузов «Беларуськалия».