Министры иностранных дел Литвы, Латвии, Эстонии и Польши Линас Линкявичюс, Эдгар Ринкевич, Урмас Рейнсалу и Яцек Чапутович на встрече в Вильнюсе договорились совместно противостоять попыткам России переписать историю начала Второй мировой войны. Об этом они заявили на пресс-конференции по итогам встречи, сообщает Delfi.lt.
По словам главы латвийского внешнеполитического ведомства Эдгара Ринкевича, «усилия России притянуть историю к современным политическим играм совершенно не приемлемы». Он добавил, что пакт Молотова — Риббентропа для стран Балтии «означает советскую оккупацию и агрессию против Польши».
В свою очередь глава МИД Литвы Линас Линкявичюс подчеркнул, что страны координируют свои действия на поле пропаганды и борьбы с ложными новостями.
«Это наши эксперты делают каждый день. Символы в политике очень важны, особенно если они наполнены содержанием. Сегодня у нас будет заседание Совета по внешним сношениям ЕС, вчетвером мы примем участие в видеоконференции из Вильнюса. Мы договорились, что наша позиция будет общей, когда будем говорить о евроатлантических отношениях, и это также сильный сигнал», — сказал министр.
По мнению главы эстонского МИД Урмаса Рейнсалу, «ложная версия истории не пройдет», так как в странах Балтии будут помнить о жертвах «тоталитарных режимов».
Власти стран Балтии неоднократно обвиняли Россию в попытках переписать историю. Так, накануне 75-летия годовщины окончания Второй мировой войны в Европе президенты Литвы, Латвии и Эстонии приняли совместное заявление, в котором обвинили РФ в стремлении фальсифицировать историю. Лидеры Балтийских республик подчеркнули, что окончание военных действий не стало символом свободы для многих государств Центральной и Восточной Европы, «поскольку один тоталитарный режим сменился другим».
Россия всегда подчеркивала, что присоединение Литвы, Латвии и Эстонии к СССР в 1940 году соответствовало нормам международного права того времени, поэтому оно не может рассматриваться как оккупация. В МИД РФ отмечали, между государствами не было военных действий, а советские войска вошли на территорию республик по договоренности с местными властями и с их согласия.