Решение правительства Литвы о признании угрозой национальной безопасности договора с белорусским производителем «Беларуськалий» является «сильно натянутым». Об этом заявил экс-премьер, депутат Сейма балтийской республики Саулюс Сквернялис, передает Delfi.lt.
По словам политика, можно очень широко смотреть на понятие «угрозы национальной безопасности», но, при этом, необходимо оценивать его реалистично.
«Глядя на это сегодня очень просто, [в правительстве] резюмируют, что через Литву проходят вагоны с удобрениями, а это угроза национальной безопасности… Прямой угрозы я не вижу. Это производные», — сказал Сквернялис.
По его словам, на совместном заседании комитетов по экономике и национальной безопасности и обороне (ГНБ) не были представлены какие-либо веские аргументы, которые оправдывали бы принятое Кабмином решение. При этом политик отмечает, что разрыв соглашения «Литовских железных дорог» (LTG) с «Беларуськалием» также нанесет ущерб экономике балтийской республики.
«Управляющий комитет заявил, что все прямые последствия: расторжение договора, потеря доходов как железной дороги, так и Клайпедского порта, потеря доходов терминала сыпучих грузов, увольнение сотрудников, плюс невыполнение договора с третьей стороной, куда должен был прибыть груз. Согласно предоставленной информации, ущерб может составить несколько миллиардов», — подчеркнул экс-премьер.
В то же время он выразил убеждение, что в соответствии с международным правом и законодательством Европейского союза, частные перевозчики, работающие в стране, будут иметь возможность обеспечить непрерывную транспортировку белорусских удобрений. Но юридические споры, по мнению парламентария, означали бы для Литвы финансовые потери.
«Мы сталкиваемся с серьезной правовой проблемой в международных судах. Помимо экономического ущерба, который понесет страна, помимо того, что эти удобрения всё равно будут поступать на рынок, потому что есть большая потребность, и что Беларусь, скорее всего, сделает это через соседние страны или найдет другой путь. <…> У нас также появятся судебные издержки, которые, вероятно, будут исчисляться миллионами», — пояснил депутат.
Ранее в Литве рассказали, как «Беларуськалию» обойти запрет на транзит грузов.