Россия не имеет выгоды от повреждения газопровода Balticconnector, соединяющего Финляндию и Эстонию. Об этом заявил ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков в комментарии аналитическому порталу RuBaltic.Ru.
Эксперт пояснил, что газопровод Balticconnector соединяет две европейские страны для перетока газа, по нему не поставляется голубое топливо от производителей к потребителю, соответственно, нарушение его работы не влияет на общий газовый баланс Европы.
«Газа сколько есть в Европе, столько и остается. Та же самая Эстония — это очень маленький рынок. Они, по-моему, меньше миллиарда кубов в год потребляют. И они этот газ получат из Латвии и Литвы. В Литве есть СПГ-терминал. Пожалуйста, никаких проблем не возникнет. Просто, может быть, наиболее эффективным было получать сейчас газ из Финляндии», — сказал Юшков.
По его словам, Финляндия сейчас получает энергоресурс исключительно в виде СПГ, потому что в прошлом году отказалась переходить на расчеты в рублях и импортировать газ по контракту с «Газпромом».
Юшков подчеркнул, что после происшествия на газопроводе Balticconnector в Европе практически сразу обвинили в этом Россию.
«Мгновенно сказали, что это теракт, что это именно внешнее воздействие, что это взрыв. Хотя сначала непонятно было. Говорили, что это [произошло] в акватории Финляндии, потом говорили, что это в акватории Эстонии. Сначала говорили, что сейсмологи не обнаружили каких-то взрывов или чего-то подобного, но потом сказали, что как раз сейсмологи и обнаружили», — отметил аналитик.
Энергоэксперт напомнил, что когда были взорваны «Северные потоки», то буквально через несколько часов в сети уже появились фотографии и видео выходящего на поверхность газа. В нынешней ситуации до сих пор не показали никаких кадров.
«Сразу же начинают продавливать версию, что это,естественно, Россия все взорвала в отместку за взрывы "Северных потоков", но экономического смысла для нас в этом нет. То есть у нас нет мотива для совершения подобных действий. Потому что одно дело, когда мы бы конкурента убрали с газового рынка, как это американцы сделали в случае со взрывами "Северных потоков". То есть если бы мы, например, взорвали газопровод Baltic Pipe, который ведет норвежский газ в Польшу. Но в данном случае получается, что мы сами себе вредим, когда говорим про остановку Balticconnector. Потому что когда финны отказались от покупки российского трубопроводного газа у "Газпрома", они практически такие же объемы стали экспортировать из России в виде СПГ. Есть в Ленинградской области завод "Криогаз-Высоцк". И с него СПГ в том числе идет в Финляндию. Финны активно его закупали особенно в первом полугодии. Потом был у них небольшой перерыв, и вот сейчас они вернулись к закупкам», — сказал Юшков.
По мнению аналитика, то, что мгновенно появилась версия о причастности России к повреждению Balticconnector, наталкивает на мысль о некоей провокации.
«Мы помним, что когда начинали обсуждать какие-то санкции, которые оказывались не только значимыми для нас, но и болезненными для самих европейцев, и когда ряд стран сопротивлялся после них, обязательно происходило какое-то событие, которое преодолевало вот это сопротивление европейцев, стимулировало сопротивляющихся отказаться от своих аргументов. В том числе и Буча в Киевской области и все остальное. Как только европейцы заговорили о том, чтобы же сейчас включать новый пакет антироссийских санкций, когда поляки стали продавливать версию "давайте введем запрет на импорт российского СПГ, а мы сейчас вторые по объемам поставщики СПГ после США в Евросоюз", многие стали сопротивляться и говорить, что в этом нет никакого смысла. Во-первых, Россия просто перенаправит [топливо] на альтернативные рынки, а нам, европейцам, придется искать где-то дополнительные объемы газа и конкурировать по цене. То есть платить больше, чтобы СПГ из Катара или Австралии пришел именно в Европу.
Второй момент, что Россия как государство от этого вообще не пострадает. Потому что в основном нужно будет перенаправить объемы с проекта "Ямал СПГ", который имеет налоговые льготы на очень продолжительный период времени. Государственному бюджету от этого проекта фактически сейчас ничего не достается. Потом они начнут платить налоги через 5–6 лет только. Поэтому государству все равно. Это проект частной компании "Новатэк". Даже с этой точки зрения государству никакого удара не будет», — подчеркнул Юшков.
Аналитик указал: большинство европейских стран пришли к выводу, что они пострадают от того, что введут запрет на импорт российского СПГ.
«Тут происходит какая-то непонятная авария на Balticconnector, которая и призвана,по всей видимости, оправдать введение этих санкций. Для того чтобы расчистить рынок уже для поставок СПГ из США. Да, конечно, это будет не сейчас — в разгар отопительного сезона, но можно постепенно обсуждать санкции и принимать их. В том числе аргументируя тем, что Россия сама якобы напала на энергетическую инфраструктуру Евросоюза и членов НАТО. Там же сразу НАТО подключилась, хотя она — военная организация, а здесь пострадал энергетический проект. Но тем не менее сразу же пошло массовое давление и политизация этого вопроса. И это как раз указывает на то, что санкции, возможно, примут, условно говоря, зимой. Они начнут действовать уже после отопительного сезона. То есть это следующий шаг по выдавливанию России с газового рынка Европы», — сказал Юшков.
Энергоэксперт добавил, что одновременно с аварией на Balticconnector произошли другие, гораздо более значимые события для европейского газового рынка.
«Например, Израиль приказал компании "Шеврон", которая эксплуатирует месторождение Тамар на шельфе Израиля, остановить добычу. Потому что там недалеко от границы с Ливаном. Они боялись что будет атака по этой платформе. Остановили там добычу, а газ с него шел и на израильский рынок, и в Египет, где он сжимался и поставлялся в Европу. То есть ограничение поставок извне в Евросоюз произошло одновременно. Остановились из-за забастовок заводы в Австралии. Это, естественно, подняло цены на всем мировом рынке. В Европе выработка на ветровых электростанциях сократилась буквально в эти же дни. Поэтому спрос на газ возрос, а так как его не хватает, цены выросли. Не из-за истории с Balticconnector, а из-за других причин», — заключил Юшков.
Balticconnector, проходящий по дну Финского залива, был перекрыт в ночь на 8 октября из-за снижения давления. Финляндия и Эстония начали расследование инцидента.
Ранее президент Эстонии Алар Карис заявил, что повреждение газопровода не несет за собой серьезных угроз балтийской республике.