В Эстонии начался новый экономический кризис, который стал последствием эпидемии коронавируса и ценовой войны на нефтяном рынке. Об этом заявил министр финансов Эстонии Мартин Хельме в эфире программы Esimene Stuudio на телеканале ETV, сообщает ERR.ee.
По его словам, такого резкого падения не было с 2008 года. Оно будет иметь последствия в реальной жизни.
«Балансы предприятий резко сократятся, а банки начнут отзывать кредиты или требовать дополнительное обеспечение. Предприятия, которые финансируют себя выпуском облигаций, больше не смогут это делать», — отметил министр.
Он подчеркнул, что в сложившихся обстоятельствах практически невозможно планировать что-то наперед. Ситуация в мире меняется слишком быстро и непредсказуемо.
«Такой плохой "видимости", как сейчас в экономике, у нас никогда не было. Мы не имеем возможности прогнозировать, что будет через две недели, через два месяца», — заявил Хельме.
По его словам, власти Эстонии не намерены реагировать на кризис «сумасшедшим» урезанием бюджетных расходов.
«Мы, очевидно, в фазе экономического спада, и самое плохое, что можно сделать в такой фазе — это сокращение государственных расходов, которое усиливает спад. Всё-таки очень большая часть экономики связана с государственными инвестициями и зарплатами публичного сектора. Если мы начнем их урезать, то мы усилим спад. Этого нам точно делать нельзя», — заявил глава Минфина.
Хельме также подчеркнул, что Министерство финансов пока не видит аномалий и негативных индикаторов в налоговых поступлениях, но к этому теперь нужно быть готовыми. По его словам, один из самых быстрых вариантов помощи предприятиям — снижение налогов на короткое время либо для конкретного сектора.
По мнению Хельме, цены на нефть должны вернуться к уровню 60–65 долларов за баррель в течение полугода. Также правительство готово поддержать сланцевый сектор. Министр напомнил, что ранее у Eesti Energia уже возникали сложные ситуации.
«Мне не нужно утешать Eesti Energia, я рассчитываю, что она меня больше утешит. Компания и раньше создавала себе буфер в виде форвардных контрактов. Следующий буфер — несколько снизить закупки. Я точно не согласен с тем, чтобы позволить одному из важнейших и крупнейших экспортных секторов в эстонской экономике всплыть брюхом кверху — если нужно, то будет оказана и государственная помощь», — сказал Хельме.
Он отметил, что не менее важно оказать помощь другим предприятиям страны, а также предотвратить рост безработицы и замораживание кредитов банками.
Цены на нефть обрушились на фоне новостей о том, что участники ОПЕК+ не смогли продлить договоренности по сокращению добычи. Россия не согласилась снижать производство из-за распространения нового типа коронавируса, напротив, она предложила сохранить существующие условия. Саудовская Аравия настаивала на дополнительном сокращении добычи нефти. В результате с 1 апреля обязательств ограничивать добычу не будет ни у кого из участников. В понедельник, 9 марта, падение цен на нефть достигало 30%.