Рижская акция протеста против принятия беженцев создала благоприятную почву для активизации праворадикальных формирований в Латвии. Такое мнение аналитическому порталу RuBaltic.Ru высказал доктор политических наук, доцент Балтийской международной академии Андрей БЕРДНИКОВ.
4 августа несколько сотен человек провели у здания правительства Латвии акцию протеста против приема 250 беженцев из стран "третьего мира" по программе ЕС. Протестующие держали флаги Латвии, Литвы и Эстонии, а также плакаты «Нет – геноциду белых народов», «Балтию – балтийцам, Европу – европейцам, Африку – африканцам», «Нет – жертвам НАТО в Латвии», «Верхушку латвийской власти – немедленно в международный суд!».
Как заметил А.Бердников, масштаб данной акции протеста, по меркам латвийской общественной жизни, заставляет серьезно задуматься над дальнейшим развитием ситуации.
«Меня удивило, что для нашей маленькой, очень скучной в плане общественных движений страны удалось собрать довольно большое количество протестующих. Например, до этого латвийским антиглобалистам правого толка, поддерживающим тематику борьбы с мигрантами, удавалось собрать не больше 20 человек, а на рижскую акцию (4 августа – прим. RuBaltic.Ru) вышло несколько сотен. Это заставляет задуматься о том, что возможно дальнейшее развитие»,
– отметил политолог, добавив, что потенциал для развития антимигрантских настроений есть и в русской среде Латвии, просто пока с русской аудиторией в этом направлении серьезно не работали.
Примечательно, что рижская акция протеста поспособствовала выявлению новых организаций, которые ранее находились в тени латвийской политической жизни.
«Интересно, что всплыли несколько организаций, о которых было очень мало слышно ранее. Было несколько организаций, к примеру, «Справедливость», «Защитники Отечества» и прочие, до акции протеста о них практически ничего не было известно. Трудно сказать, насколько они радикальны, но ясно, что они — антиевропейские по духу», – подчеркнул Бердников.
По мнению эксперта, ранее правые радикалы были в Латвии одиночками, однако теперь, после активизации антимигрантских настроений, могут появиться [заметные в политической жизни страны] формирования подобного толка, в том числе и посредством внутрипартийных расколов.
«Крупных радикальных группировок у нас пока нет на поверхности, по крайней мере, влияние их на политику почти нулевое. В своих отчетах Полиция безопасности Латвии всегда концентрировалась на русских активистах, которых в большинстве своем причисляют к левому толку.
О правых латышских радикалах слышно было очень мало, и протест, неожиданно собравший сотни людей, заставляет задуматься – если будет увеличиваться количество беженцев, то, безусловно, эта тема ещё будет иметь развитие в политическом смысле. Не исключено, что и от партии ВЛ-ОС/ДННЛ (единственной пока, взявшей тему беженцев на вооружение) могут “отколоться” радикальные крылья, но и в партии «Единство» не все однозначно, т.к. там тоже есть блоки, склоняющиеся в правую сторону»,
– отметил политолог.
Как ранее сообщал портал RuBaltic.Ru, 6 июля латвийское правительство постановило, что Латвия в течение двух лет примет 250 беженцев из стран Африки и Ближнего Востока. Вопрос о беженцах вызвал не только негодование латвийской общественности, но и разногласия среди коалиционных партий.