Экономическая интеграция России и Беларуси выходит на новый уровень взаимодействия. Об этом RuBaltic.Ru заявил ведущий научный сотрудник Института экономики РАН, доцент Финансового университета при правительстве Российской Федерации Артем Пылин.
По его словам, этому поспособствовали масштабный украинский кризис и санкции Запада, введенные против двух стран.
«В этих условиях ключевыми направлениями взаимодействия становятся промышленная кооперация, совместное развитие трансграничной транспортно-логистической инфраструктуры, углубление проектного сотрудничества. В частности, еще в 2021 году началась активизация деятельности Союзного государства. В ноябре были утверждены 28 союзных программ, нацеленных на унификацию законодательства Беларуси и России в различных отраслях экономики, на выравнивание условий деятельности хозяйствующих субъектов двух стран, построение единых финансовых и энергетических рынков, транспортного пространства, формирование и реализацию общей промышленной и сельскохозяйственной политики», — сказал Пылин.
Экономист напомнил, что также разрабатываются предложения по пакету новых союзных программ, которые будут запущены в 2024 году.
«Утрата Беларусью доступа к транспортной инфраструктуре стран Балтии привела к переориентации белорусских экспортеров на Россию, через которую также существенно вырос транзит товаров из республики. В сентябре 2022 года было подписано межправительственное соглашение о транзите белорусских грузов через территорию РФ, что расширяет возможности по доставке товаров Беларуси на внешние рынки как через морские порты, так и наземным транспортом», — подчеркнул Пылин.
Экономист отметил, что масштабные санкции в части ограничений на поставки машин, оборудования и технологий стимулируют обе страны развивать двусторонние проекты по импортозамещению.
«Совместные производства позволяют уходить от импортозависимости, создавать рабочие места и базу для устойчивого инновационного развития экономик двух стран. Совместное производство сельскохозяйственной и пассажирской техники, автокомпонентов и микроэлектроники являются приоритетными сферами двустороннего сотрудничества», — сказал эксперт.
Пылин указал, что о существенной активизации торгово-экономического сотрудничества двух стран свидетельствуют официальные статистические данные.
«Так, в 2022 году товарооборот двух стран вырос на 12% (и это после роста на 35% годом ранее), достигнув 43,4 миллиарда долларов, что стало рекордным значением за последние десять лет. При этом российский экспорт в Беларусь сократился на 7,7% до 21,3 миллиарда долларов, тогда как встречные поставки из Беларуси выросли на 41,2% и достигли 22 миллиардов долларов», — заключил экономист.
Россия и Беларусь совместно работают над транспортной политикой, которая направлена на развитие новых и существующих транспортно-логистических маршрутов в дружественных странах Азии, Ближнего Востока и Африки.
Единая транспортная система играет важную роль в углублении интеграции между Россией и Беларусью и является гарантией экономической стабильности в условиях санкций.
Ранее посол РФ в Минске Борис Грызлов рассказал о новом драйвере экономического роста России и Беларуси.