В Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) направлено 318 исков от родителей латвийских школьников, которые оспаривают ликвидацию обучения на русском языке. Об этом сообщает партия «Русский союз Латвии» (РСЛ) на своей странице в Facebook.
Отмечается, что фактически одновременно проводились три разные кампании по борьбе против школьной реформы: обжалование в ЕСПЧ языковой реформы дошкольных учреждений, обжалование в Комитете по правам человека ООН всех ограничений на образование национальных меньшинств и обжалование в ЕСПЧ полной ликвидации среднего образования на русском языке.
«В ходе первой волны кампании были подготовлены и отосланы 46 исков от 50 семей с 60 детьми из Риги, Лиепаи, Даугавпилса, Резекне, Юрмалы и Саласпилса. В списке также есть три частных дошкольных учреждения и несколько специализированных садиков для детей с трудностями развития, в которых латышский язык также объявлен главным в общении с детьми», — заявили в РСЛ.
В партии подчеркнули, что коллективный иск в Комитет по правам человека ООН от 91 заявителя отправили 10 февраля, а 1 марта он был доставлен адресату. Кроме того, в начале марта завершилась кампания по средней школе, а также учащимся 1-х и 7-х классов, впервые подвергшихся языковым ограничениям. В Страсбург отправлены 33 иска из Риги, Даугавпилса, Саласпилса, Краславы и Олайне.
«На данный момент в ЕСПЧ уже получили регистрационные номера и ожидают рассмотрения 164 иска, не считая исков по частным учебным учреждениям, которых еще несколько десятков. Такое количество исков должно помочь ускорить процедуру их рассмотрения», — говорится в сообщении РСЛ.
Законопроект о переводе русских школ на латышский язык обучения был принят в Латвии в 2018 году. Реформу планируется завершить к 1 сентября текущего года. Против нее массово выступали представители русскоязычного меньшинства, которое составляет около 40% страны.
Ранее Комитет министров Совета Европы (КМСЕ) потребовал от властей Латвии отреагировать на проявления ксенофобии и смягчить ограничения использования языков нацменьшинств в сфере образования.