Специальный корреспондент «Комсомольская правда» Эдвард Чесноков в рамках проекта RuBaltic.Ru «СтрИмные новости» ответил на вопрос о возможности размещения российских военных баз в Республике Беларусь.
Президент Беларуси Александр Лукашенко в преддверии учений «Запад-2021» заявил, что в случае угрозы российские войска будут размещены в стране незамедлительно. При этом он подчеркнул, что никогда не обсуждал данный вопрос с президентом России Владимиром Путиным.
По словам Чеснокова, вопрос о размещении российских военных баз или войск на территории Беларуси не стоит оценивать однозначно.
«Это вопрос риторический. Если бы военные базы не были нужны, то, наверное, НАТО, которое всё-таки умеет считать деньги, даже если оно их распиливает, не стало бы так усиленно продвигаться на восток четырьмя волнами в 1990-е и 2000-е годы. Не стало бы Косово превращать в фактически свой протекторат и открывать там свои крупнейшие базы. Конечно же, это вопрос национальной безопасности, стратегической безопасности. Более того, это вопрос безопасности в Восточной Европе, потому что как-то так получается, что там, где российские военные базы образуются, как, например, в Хмеймим, там сразу же возникает тишина великая — все экстремистские элементы куда-то пропадают и наступает нормальная, мирная, стабильная жизнь», — сказал журналист.
Чесноков считает, что и Лукашенко нельзя оценивать однозначно: например, он до сих пор не давал четких заявлений о принадлежности Крыма.
«Касаемо Лукашенко: понимаете, по абсолютно любому поводу, если посмотреть его слова, можно найти диаметрально противоположные высказывания. Поэтому я бы не стал на них сосредотачиваться. Например, в 2019 году в интервью казахскому СМИ сказал, что Великая Отечественная — это не наша война.
Еще раз: нужно смотреть не на слова, нужно смотреть на дела. Например, он может говорить что угодно, он может что-то там как-то говорить даже про Крым. Но в начале июня сего года, то есть два месяца назад, в Минске в специфическом амбивалентном духе сказали, что мы запустим наши самолеты в Крым, а может, не запустим, а может, попросим компенсаций. Это такое интеллектуальное вихляние. Сколько нужно времени запустить рейс самолета? За день запускались. А его до сих пор нет. Мы опять видим слова, слова, слова, а никаких дел нет. Поэтому просто смотрите на дела», — заключил спецкор.
В России не раз заявляли, что в условиях нарастания агрессии со стороны западных стран и санкций против Беларуси ничто не должно сдерживать развитие связей между Минском и Крымом. В июне после ситуации с Ryanair и задержания экс-главреда NEXTA Романа Протасевича Лукашенко пообещал проработать открытие авиарейсов в Крым, а значит, фактически признать его частью России.