Исторические и географические связи Беларуси и Литвы не смогли спасти отношения двух стран от токсичного шлейфа взаимного недоверия. Тем не менее торговля двух стран от политических демаршей практически не страдает и будет лишь укрепляться на фоне споров между Минском и Москвой, говорится в материале Джеймстаунского фонда.
Несмотря на географическую близость Беларуси к Прибалтийским республикам, отношения с Литвой, Латвией и Эстонией различаются очень сильно, отмечается в материале американского фонда. Экономическое взаимодействие с Балтийскими государствами предоставляет Минску возможность экспортировать свои товары как в Европу, так и другие страны по морским маршрутам. В настоящее время ценность взаимной торговли для Беларуси возрастает на фоне ухудшения отношений с Россией.
Если Эстония мало интересуется укреплением торговли с Беларусью, то Литва и Латвия заинтересованы в наращивании экономических связей с республикой. В то же время, если Рига выбрала безоговорочно прагматический подход в отношениях с Минском, то Вильнюс отдает приоритет конфликтным ситуациям в политике, ярким примером чего являются протесты против строительства Белорусской АЭС в Островце.
«На уровне политических элит двусторонние отношения никогда не были особенно теплыми. Консерваторы, которые доминируют в Литве как идеологически, так и политически, всегда с подозрением относились к соседней Беларуси, во-первых, потому что последняя является союзником России, и, во-вторых, потому что страна заявляет, хотя и не особенно открыто, о том, чтобы сохранить наследие Великого княжества Литовского — основополагающий краеугольный камень мифа об истории и государственности современной Литовской Республики», — говорится в отчете Джеймстаунского фонда.
Протесты против строительства АЭС привели к серьезным трениям в отношениях двух государств. Именно Вильнюс блокирует сближение Минска с Евросоюзом, отмечается в материале фонда. Тем не менее в отношениях двух стран могут наметиться подвижки, особенно после того, как США дали понять Вильнюсу, что не поддержат борьбу Литвы против строительства АЭС в белорусской республике. Более того, споры с Россией о транзите нефти и газа через Беларусь создают для Литвы удобный момент для налаживания с республикой экономического взаимодействия.
Согласно данным Белстата, Литва занимает восьмое место по объемам двустороннего товарооборота с Беларусью. В 2019 году объем торговли составил $1,45 млрд. Экспорт литовских товаров достиг $1,1 млрд, а импорт — $384,1 млн. Кроме того, на белорусские товары приходится более 30% грузов, переваливаемых в Клайпедском порту. Таким образом, политические отношения двух стран резко контрастируют с их экономическим потенциалом.
«Похоже, что настоящей движущей силой ухудшения отношений было личное отношение бывшего президента Литвы Дали Грибаускайте и влияние части консервативной элиты вокруг белорусского президента», — отмечается в отчете фонда.
С другой стороны, белорусские власти давно раздражены риторикой Литвы о необходимости демократизации соседнего государства. Кроме того, особое возмущение у Минска вызывает тот факт, что Литва стала штаб-квартирой многочисленных некоммерческих фондов, работающих с белорусской оппозицией. Третьей причиной стало размещение военного контингента НАТО «перед носом» у границы с Беларусью.
Несмотря на то, что Клайпедский порт является главной морской гаванью для белорусского экспорта, из-за своих политических претензий Литва рискует потерять свое экономическое значение для соседней республики. Ее место может занять Латвия, которая традиционно воздерживалась от того, чтобы ставить деликатные политические вопросы во главу двусторонней повестки дня с Беларусью. Это, в свою очередь, создало более стабильное и конструктивное взаимодействие по сравнению с возмущенной риторикой Вильнюса по отношению к Минску, отмечается в докладе Джеймстаунского фонда.