В этом году годовщина ГКЧП в Прибалтике праздновалась особенно активно. В СМИ публиковались воспоминания, фото и интервью о переломных событиях августа 1991 г., некоторые даже решили сравнить цены тогда и сейчас. А в Эстонии с елейной речью даже выступил президент Ильвес. Общая тональность этих воспоминаний и выступлений предсказуемо укладывается в формулировку «день обретения независимости де-факто». Последнее слово, пожалуй, ключевое, так как этих «дней независимости» в Прибалтике много «хороших и разных» — национальные элиты долго повторяли «халва», но сладко никак не становилось.
И стало, лишь когда про «халву» затвердили в Москве, без этого «мыльная опера» о «национально-освободительной борьбе» бравых «прогрессивных балтов» не имела бы хеппи-энда. Да и самой «мыльной оперы», собственно, не было бы.
Но о благодарности советскому Центру за свое независимое настоящее, естественно никто речи не ведет. Формирование постсоветской независимости Литвы, Латвии и Эстонии — это вообще цепочка манипуляций и безответственных обещаний.
Сначала понадобилась хозяйственная автономия, а то огромная советская экономика буксует, а мы тут в маленькой Эстонии или Латвии быстро наведем порядок: нам бы только полномочий побольше, управление предприятием-другим на республиканский уровень перевести и недра чтоб наши были — нам виднее. Хорошо. Затем оказалось, что завод ну никак не работает эффективно, пока рабочий не живет демократично. Жалко, что ли? Давайте все вместе «за нашу и вашу свободу», имея в виду титульных и «понаехавших». Заводы лучше работать не стали, а «демократических свобод» уже было недостаточно, вдруг стала жизненно необходима полная независимость и самостоятельность, но отношения с Россией, безусловно, важны — будет дружественная и развитая Прибалтика. Плохо, что ли? Еще обзавидуетесь и будете повторять за нами. Получили и независимость. Правда, одновременно забыли про «дружественную» и про «нашу и вашу». Ну ничего, следующая цель — членство в ЕС и НАТО. Ну какой тут повод для беспокойства? Ведь НАТО не угрожает России, и в Евросоюзе вообще все живут правильно, научат жить так же и Прибалтику — заставят всех неграждан сделать гражданами, научат не бояться России, воспитают нормальных европейцев. Вступили. А хвост начал вилять собакой — прибалтийские руководители стали требовать себе базы НАТО, пугать всех, мол, Россия — это нечто, что хуже даже запрещенной в России же ИГИЛ.
Теперь они собираются на пафосные мероприятия, чтобы рассказать о «священной войне с имперским центром». «Халва» независимости превратилась в хвалу независимости.
Впрочем, гордиться, кроме этого завоевания 25-летней давности, действительно особо нечем. Причем прибалтийские элиты стараются и дальше эксплуатировать прежние методы, которые, стоит признать, прежде работали безотказно. Свою антироссийскую политику или давление на нацменьшинства руководство Литвы, Латвии и Эстонии по-прежнему пытается прикрыть словами, что «хочется как лучше». «Мы не русофобы, любим Россию, плачем при звуках балалайки и виде бересты, честно, мы просто хотим, чтобы Россия была демократичнее, свободнее, а наши русские были за нас», — звучит рефреном в риторике прибалтийских политиков. Им снова хочется как лучше, но получится как всегда. Например, как сейчас на Украине, где «демократичнее» и «свободнее», оказалось равно деконструкции государства.
Зато выросло первое постсоветское поколение, которому можно рассказывать с трибун сказки про то, как тогда всё было, как героически ковалась независимость. А потом уйдут те, кто помнил, как и почему всё было на самом деле, и прибалтийские сказки окажутся реальностью.
Если бы не одно «но». Все чаще мифотворчество Прибалтики дает сбои. Нет, легенды придумывать удается исправно. Но в России это уже всерьез не воспринимает никто, все чаще раздражает зацикленность на «русской угрозе» и старших братьев Прибалтики в Брюсселе и Берлине, и, наконец, даже в Вашингтоне нет-нет да задумаются, для чего им далекие и проблемные Литва, Латвия и Эстония. Оказывается, даже сказка про белого бычка заканчивается, если её рассказывать 25 лет.