История с возложением цветов к Памятнику освободителям Риги 9 мая стала крупнейшей моральной победой русскоязычного населения Латвии за последние годы. Русская община доказала, что она не только жива, но и способна отстаивать свою память и свои ценности перед лицом враждебного политического режима. Националистическая русофобская власть показала себя сборищем гнусных ничтожеств, над которыми простые активисты-общественники, не имея политического влияния, силы и денег, одерживают этические и эстетические победы.
Для тех, кто пропустил эту историю: вкратце она такова. Руководство Латвии решило в этом году запретить любые праздничные мероприятия 9 мая, мотивировав это «агрессией Путина на Украине». Главный символ празднования — Памятник освободителям Риги в парке Победы — был обнесен забором, подходить к нему разрешалось строго по одному.
Жителей Латвии, которые празднуют 9 Мая, это не остановило. Люди шли к мемориальному комплексу в Задвинье весь праздничный (хотя официально в Латвии он будний) день возлагать цветы, и к вечеру у Памятника освободителям Риги было настоящее цветочное море.
Взбешенные тем, что вопреки всем запретам «день оккупанта» в Латвии все-таки состоялся, рижские власти утром 10 мая сгребли букеты трактором и отправили на свалку. Тогда люди снова пришли в Задвинье, и к вечеру у Памятника освободителям Риги опять расстилалось море цветов.
На этот раз люди не расходились и были готовы защищать свое право почтить героев и жертв Великой Отечественной войны — на случай, если их память вновь попытаются выбросить на помойку. В парк Победы согнали полицию и спецназ (!). В воздухе запахло ароматами «бронзовой ночи», когда демонтаж Бронзового солдата в центре Таллина вызвал самые массовые протесты в новейшей истории Эстонии.
В итоге руководство города дало гарантии, что букеты останутся лежать у памятника, и ни муниципальные службы, ни кто-либо еще их не тронет.
Латышская этнократия, которая обладает всей полнотой власти, спасовала перед русскими общественными активистами, в руках у которых не было ничего, кроме цветов.
На протяжении следующего дня, 11 мая, в высших кругах Латвии бушевал скандал.
Все валили вину на всех и обвиняли в произошедшем друг друга. МВД утверждало, что не требовало сгребать цветы трактором и везти их на помойку. Рижская мэрия доказывала, что их план был согласован с полицией. Министр внутренних дел Мария Голубева отказалась уходить в отставку, мэр Риги Мартиньш Стакис сказал, что в скандале виновен не он, а «враги Латвии», министр обороны Артис Пабрикс назвал Стакиса неадекватом.
Тем временем премьер-министр Латвии Кришьянис Кариньш объявил позором то, что русские все-таки отстояли свою традицию отмечать 9 Мая в парке Победы, а глава МИД Эдгар Ринкевич сказал о допущенных 10 мая серьезных ошибках, которые могут дискредитировать Латвию.
Сейм Латвии намерен в ближайшее время голосовать за снос всех советских памятников в стране, начиная с мемориального комплекса в Парадаугаве. Доступ к Памятнику освободителям Риги закрыт до сентября, а власти обещают найти и судить каждого, кто нес к нему цветы 9 и 10 мая.
Чем дольше эта возня продолжается, тем очевиднее, что высокопоставленные участники крысиных бегов выглядят и ведут себя просто по-человечески некрасиво. Они тошнотворно гнусны.
Простые люди с цветами в руках, которые принесли дань памяти и благодарности, одержали над националистическим латвийским режимом убедительную моральную победу.
Эти люди выигрывают даже эстетически. Стиль и картинка — это все в наше визуальное время. И что мы имеем по итогам празднования 9 Мая в Риге? Символ латвийского режима, который запрещает День Победы, — трактор с хутора. Символ людей, которые вопреки давлению власти празднуют День Победы — море цветов.
Под эти кадры хоть включай «Вальс цветов» «отменяемого» ныне в Европе за то, что он русский, Петра Ильича Чайковского. Потому что это, прежде всего, красиво.