Специальная военная операция на Украине привела к еще большему сближению Москвы и Пекина. Эта коалиция создает долгосрочные условия для мирного стабильного развития стран Центральной Азии, в которых становится все больше России и Китая и, соответственно, все меньше Соединенных Штатов Америки. В этом главное геополитическое отличие Центральной Азии от Восточной Европы, в которой все меньше России и все больше США, в результате чего страны региона либо находятся на грани военного конфликта, либо, как Украина, уже перешли эту грань.
Несколько лет назад автор этого текста присутствовал на представительной экспертной дискуссии, созванной с целью определить самый взрывоопасный регион Евразии. Среди вариантов ответа были Ближний Восток, Центральная Азия и Восточная Европа. К моему удивлению, большинство экспертов проголосовали за Восточную Европу — то есть за Украину.
Причина одна. Украина к тому времени уже превратилась в плацдарм Соединенных Штатов и усиленно накачивалась вооружениями НАТО. Тот факт, что Украина в Альянс не входила, только увеличивал опасность. США и их союзники в Европе легко могли навязать киевскому режиму агрессию против Крыма и республик Донбасса, потому что сами они под ответный удар России не подставлялись и не имели перед Украиной никаких обязательств.
Центральная Азия в этом отношении куда менее взрывоопасна, потому что там нет стран НАТО, а влияние Вашингтона в регионе неуклонно идет на убыль.
Даже бегство американцев из Афганистана и возвращение там к власти радикальных исламских фундаменталистов не переломили эту тенденцию, а закрепили ее. Американский позор лета 2021 года был бы малой ценой за хаотизацию в двойном приграничье главных геополитических противников США — Китая и России, однако этого не случилось. Талибы (террористическая организация, запрещенная в России — прим. RuBaltic.Ru) — и те оказались более конструктивной и стабилизирующей силой, нежели американцы.
Магистральный процесс в Центральной Азии — это увеличение в регионе влияния России и Китая. Причем эти два влияния не конкурируют, не борются между собой, а кооперируются и взаимодополняют друг друга.
Россия стремится зафиксировать за собой положение одного из центров многополярного мира. Для этого ей необходимо превратить центрально-азиатских союзников по ЕАЭС (Евразийскому экономическому союзу) в связующее звено между Западной Европой и Юго-Восточной Азией. Вот зачем нужны гармоничные партнерские отношения с Китаем.
Китай стремится осваивать рынки сбыта для своего гигантского производства, в том числе самый емкий из них — европейский. Для этого Пекину необходимы логистические маршруты, в первую очередь — северный, через страны ЕАЭС (Россия, Беларусь, Казахстан). Ситуация создает условия не для соперничества, а для сотрудничества с Россией в Центральной Азии.
Поэтому Китай ведет себя сдержанно по отношению к России и не вмешивается в вопросы безопасности центрально-азиатских республик, находящиеся в ведении ОДКБ. Россия, в свою очередь, не использует собственное политическое влияние для противодействия экономическому укреплению Китая в Центральной Азии.
В результате исторически проблемный, неспокойный и взрывоопасный регион постепенно стабилизируется и превращается в зону геополитического равновесия.
И специальная военная операция на Украине, сближая Россию и Китай, только закрепляет эту тенденцию.
Представим, что вместо Китая в Центральной Азии усиливал бы свое присутствие Запад. В чем это выражалось бы? В стимулировании русофобии и поддержке антироссийских политиков в целях «сдерживания» России. Во вмешательстве во внутренние дела и разрушении суверенитета независимых государств через свою инфраструктуру влияния, «мягкую силу».
Тысячи СМИ и некоммерческих организаций Запада, навязывающих «аборигенам» чуждую повестку, ломающих их традиции через колено и устраивающих раздрай в обществе. Разморозка застарелых национальных и региональных конфликтов ради «поджигания» российских (и китайских) границ. Соединенным Штатам это только выгодно: ослабляет стратегических противников, а за океан последствия наступившего хаоса не дотянутся.
Все это — не просто допущения. Американцы и европейцы работали и работают именно так. В том числе в Центральной Азии. Только там их вес с годами уменьшался по мере увеличения присутствия России и Китая. На Украине их влияние с годами росло. В результате Украина сегодня находится в куда более бедовом положении, чем Киргизия или Таджикистан.
Эта реальность кардинально отличается от того, что рассказывают американские сателлиты в Восточной Европе — такие, как страны Прибалтики. Мол, чем больше в регионе США и НАТО, тем больше безопасности в регионе.
Практика доказывает обратное.
Чем меньше в регионе присутствие Запада, тем безопаснее в нем. И наоборот.
Украина совершила самую большую ошибку в своей истории, когда сделала ставку на США. Ставка на американцев разрушительна. Мир и стабильность возможны только тогда, когда их выдавят с территории Украины, Восточной Европы, Евразии и со всего восточного полушария.