Литовские судьи в феврале объявляют приговор по главному политическому процессу всего постсоветского периода. Процесс шел не один год, но итог был ясен с самого начала. Литовское государство загнало себя в ситуацию, из которой не выйти без имиджевых и политических потерь, хотя Вильнюс и попытается выкрутиться с помощью своего любимого инструмента — возложения ответственности за всё на Россию.
Корень современной литовской государственности — это драматические события 13 января 1991 г. Архитекторам постсоветской республики нужно было разыграть тот кровавый спектакль со свежими по тем временам сюжетными ходами: таинственные снайперы, «заранее убитые» режимом «борцы за свободу», «раздавленные танком» жертвы без единого перелома и так далее.
Сейчас такой спектакль воспринимается нами как дешевый телесериал с банальными диалогами и «деревянными» актерами, а тогда в этом был нерв эпохи и рождение новой Литвы, да и не только её.
Допустить такую десакрализацию 13 января у себя в стране литовские власти, конечно, не могут. Поэтому нужно масштабное шоу и ритуальные жертвы, одной из которых и стал гражданин России, полковник запаса Юрий Мель. В 1991 г. он, будучи 22-летним лейтенантом, принимал участие в событиях у Вильнюсской телебашни. А спустя более 20 лет, в 2014 году, его задержали на литовском погранпереходе, когда он возвращался в родной Калининград, и обвинили в мифических «преступлениях против человечности».
Помимо Ю. Меля, по этому делу проходит еще 65 человек. Масштаб действа действительно велик, но эффект его будет прямо противоположен задуманному — отмываться от этого процесса Литве придется еще долго.
Юридическая абсурдность этого судебного разбирательства понятна даже человеку без специального образования. События 1991 г. оцениваются с позиций закона 2010 г. Кто-то в Литве не в курсе, что закон не имеет обратной силы? Не говоря уже о том, что сами события эти происходили в другой стране, которой больше нет, — СССР.
При этом литовские продолжатели Кафки еще и сами умудряются нарушить свои же законы. Ю. Мель находится в тюрьме уже пятый год, хотя больше 3 лет без вынесения приговора находиться там не может, если это, конечно, не политически мотивированный процесс, когда правовые нормы уходят на второй план.
Поэтому заранее понятен и вердикт, который литовский суд вынесет по этому делу. В преддверии оглашения приговора портал RuBaltic.Ru решил по-человечески поддержать Ю. Меля — собрать и записать простые, но искренние ободряющие слова для человека, попавшего в заложники литовских самодуров. Человеческий отклик даже превзошел наши ожидания. Поддержать Юрия Николаевича захотели не только земляки из Калининградской области, но и неравнодушные к его судьбе люди из других регионов России и из-за рубежа.
Это лишь подтверждает то, что, вынося приговор Юрию Мелю, Литва выносит приговор самой себе.
Пожалуй, даже те, кто по долгу службы должен с пеной у рта доказывать осмысленность «дела о 13 января», прекрасно осознают всю его нелепость. Тем не менее эти же люди скоро будут обвинять Россию в политизации процесса, неправомерных действиях и непропорциональной реакции. Нас с коллегами по журналистскому цеху в очередной раз обвинят в раздувании проблемы и антилитовской пропаганде, а может, даже «возложат» на нас вину за судьбу жертв своего политического судилища.
Эти приемы — норма для Литвы, да и в целом для Прибалтики.
Мы к этому уже привыкли, а потому продолжим делать то, что в наших силах, в том числе и добиваться того, чтобы история о Юрии Меле и политическом судебном процессе вокруг событий 13 января 1991 г. была как можно шире известна в России и мире.
P.S. Уже после публикации этой колонки в литовских СМИ появилась информация, что оглашение приговора откладывается - переносится на конец марта «по причине долговременной нетрудоспособности члена судейской коллегии в период составления приговора». Что и требовалось доказать - дело рассыпается на глазах, но литовские власти этого так, конечно, не оставят. Впрочем, и мы тоже.
Сергей Рекеда, главный редактор RuBaltic.Ru