В такую передрягу эстонская дипломатия еще не попадала. Скромная эстонская президентша решила съездить в Россию. Ну, любит дама путешествовать, нормальное хобби. А когда можно сделать это за счет госбюджета, то, наверное, вдвойне приятно. Надо только повод найти — хоть бы и ремонт в родном посольстве принять. Здание у эстонского посольства, кстати, действительно весьма симпатичное как снаружи, так и внутри. Так что план был отличный — Москва в апреле хороша. Но вот незадача: президентский статус госпожи Кальюлайд. Ничего особенного, конечно, — ни слова, ни действия эстонского президента обычно не имеют никакого значения даже в самой Эстонии, не то что в России, но тем не менее протокол есть протокол — видимо, так рассудили в канцелярии и… отправили запрос о встрече с российским коллегой в Москву.
Коварство Кремля не знает границ — именно в таком духе любят выражаться политики в Таллине о России, но, видимо, сами в это не верят. А «коварный Кремль» сделал ход конем и… принял предложение о встрече.
И вот тут для Керсти Кальюлайд наступил момент истины. Перед глазами пронеслись два с небольшим года президентства — не сказала ли чего лишнего, пока была на посту? А может, когда работала в Европейской счетной палате? Или… Вроде все чисто вплоть до таллинской школы №44. Встречи на высоком политическом уровне у нее, конечно, были — забрасывала судьба в Вашингтон, например. Но там-то все понятно: клянешься в верности, повторяешь мантры про свободу и демократию, а если слово забудешь, тебе поможет сосед из Литвы или Латвии — по одному прибалтийских лидеров в Белый дом не пускают. А тут придется предстать перед лицом не Трампа, а — берите выше! — его «хозяина» и «кукловода»!
И ладно бы просто предстать, ведь надо же еще о чем-то говорить. А это в туристические планы Кальюлайд точно не входило. Под натиском местных журналистов госпожа президент даже призналась, что никаких четких намерений в Москве у нее нет – сказать бы хоть что-то. «Пообщаться с соседом, с которым на данный момент не самые крепкие связи», — так определила свою цель Кальюлайд. Вот только о чем общаться?
Зная прыть прибалтийских политиков на международных площадках, перво-наперво надо быть верным себе и, наконец, высказать все в лицо про Крым, крымских татар да права человека.
Хотя придется тогда вспоминать и о эстонцах Крыма, которые были забыты своим государством, а Россия, наоборот, на «оккупированной» территории поддерживает эту небольшую общину, как и многие другие нацменьшинства, помогая сохранить их культуру.
Тогда госпожа Кальюлайд может завести любимую шарманку про демократию. Хотя об этом вообще лучше не вспоминать. Иначе придется обсудить и как в Эстонии появились и сохраняются до сих пор почти 100 тысяч пораженных в политических правах жителей — неграждан; рассказать, как можно выдавливать из правительства «неправильные» партии или заставлять их «ассимилироваться» с националистами, как в случае с «центристами»; или, может, поделиться опытом, как травили Эдгара Сависаара, чтобы побыстрее отправить неудобного «Носорога» на пенсию. Вряд ли удобная тема для разговора.
Можно поговорить про экономику! Ту самую, которая якобы свободна от политики. Показать бы кукиш в форме Rail Baltica. Как тебе такое, Владимир Путин! Хотя, в отличие от этой железной дороги, «Северный поток — 2» скоро будет достроен и пустовать ему не придется. А если зайдет речь о санкциях, то тут Кальюлайд впору будет и вовсе занять просительную позу, чтобы вернуть российский капитал с транзитом и снять эмбарго… В общем, тоже невыгодная тема для Таллина получается.
Ладно, безопасность — верное дело. Россия же «страна-изгой», «страна-агрессор». Как сладко будет тоном протестантского проповедника отчитать ее за все эти безумства! Только вот придется как-то «подзабыть» про рост своих военных расходов, про учения НАТО, про призывы поставить новые базы США в Прибалтике и много еще чего. А в Москве забыть об этом эстонскому президенту не дадут.
Про культуру и историю лучше даже не начинать. Не выставлять же себя посмешищем предъявлением «счета за оккупацию». Так беседа плавно может перейти на уже знакомую эстонской стороне тему судеб безвинно убиенных ишаков и их ушей. Лучше не стоит.
Сложный будет разговор, словом. Проклятый протокол — и зачем нужен был этот запрос? Госпоже Кальюлайд вместо этой встречи лучше бы в Кремль просто купить билетик и побродить зевакой, а потом, скажем, к Дудю зайти на интервью. Хотя ведь и там спросят: «Что бы Вы сказали, оказавшись, перед Владимиром Путиным?» А об этом эстонскому президенту, похоже, лучше не думать.