В 1990 г. между М.С. Горбачевым и руководителями прибалтийских республик шли переговоры о выходе Литвы, Латвии и Эстонии из состава Советского Союза. Перед началом переговоров для президента СССР сотрудниками Совмина, Госплана, Госснаба и Госкомстата СССР были подготовлены справки, в которых характеризовалось экономическое положение прибалтийских республик, а также предложены возможные сценарии взаимодействия Вильнюса и Литвы. Представляем эти уникальные документы на ваш суд.
Вариант I
Участие Литвы в общесоюзном рынке в составе СССР
За основу принимается сложившийся порядок 1990–1991 годов в условиях перехода к рыночным экономическим отношениям.
До полного перехода на оптовую торговлю Госплан СССР и Госснаб СССР в соответствии с порядком, установленным в целом по народному хозяйству, выделяют Советам Министров республик лимиты централизованно распределяемых ресурсов без распределения по отраслям и направлениям.
В соответствии с этим, отношения СССР с Литвой строятся следующим образом:
1. Главная форма материально-технического обеспечения предприятий и организаций, расположенных на территории Литвы — прямые безлимитные заказы, оформленные договорами поставки на основе горизонтальных хозяйственных связей между производителями и потребителями (как вариант — через посреднические организации).
Справочно. На таких условиях в СССР организуются хозяйственные связи по 8,0 тыс. наименований продукции производственно-технического назначения, составляющих в 1990 г. около 40%, а в 1991 году — около 60% общей стоимости этой продукции.
Вариант II
Выход Литвы из СССР в переходном периоде в течение нескольких лет
За основу принимаются принципы, установленные Основными направлениями по стабилизации народного хозяйства и переходу к рыночной экономике и Законом СССР «О предприятиях в СССР», в соответствии с которым предприятия организуют материально-техническое обеспечение собственного производства и капитального строительства путём приобретения ресурсов на рынке товаров и услуг.
В течение нескольких лет в Литве, как и в Союзе в целом, реализуется программа разгосударствления и приватизации собственности, а предприятиям, организациям и гражданам предоставляется прямая свобода хозяйственной деятельности и предпринимательства, в соответствии с которой все вопросы производства и обеспечения решаются ими самостоятельно.
В соответствии с этим, в течение нескольких лет переходного периода:
1. Прямые безлимитные заказы, оформляемые договорами поставки на основе горизонтальных хозяйственных связей между производителями и потребителями, становятся доминирующей формой обеспечения. Начиная с 1992 года все предприятия и организации Союза и Литвы (за исключением ограниченного перечня оборонных и топливноэнергетических предприятий союзного подчинения) по всей номенклатуре продукции производственно-технического назначения организуют материально-техническое обеспечение без какого-либо участия государственных органов управления СССР и Литвы.
Вариант III
Выход Литвы из СССР без какого-либо промежуточного переходного периода.
За основу принимаются сложившиеся принципы, организация и практика внешнеэкономических взаимоотношений СССР с зарубежными странами.
В соответствии с этим, экономические отношения между СССР и Литвой оформляются долгосрочными (на каждые 5 лет) Соглашениями о товарообороте и платежах между СССР и Литвой и ежегодными Протоколами о товарообороте и платежах между Советом Министров СССР и Советом Министров Литвы
Соглашение о товарообороте и платежах между СССР и Литвой будет содержать четыре списка товаров:
1 – советского экспорта,
2 – литовского экспорта,
3 – взаимосвязанных поставок советских и литовских товаров,
4 – товаров, поставляемых по прямым договорам между предприятиями с соблюдением определенных правил лицензирования.
Источник: Справка советских экспертов для М.С. Горбачёва к переговорам с руководством Литовской ССР, заявившем о выходе из СССР от 09.08.1990 г.