Александр Константинович Горовец родился 12 марта 1915 года в крестьянской семье на хуторе Горовцы Богушевского района Витебской области. Параллельно с учебой в техникуме занимался в аэроклубе. В 1932 году в числе лучших был зачислен в Ульяновскую краевую летную школу.
С началом войны Александра Горовца призовут в ВВС Красной армии как младшего лейтенанта запаса из Саратовского аэроклуба. Но, прежде чем попасть на фронт, он еще долго будет учить летать молодых летчиков в качестве опытного инструктора.
В мае 1942 года лейтенант Горовец получает назначение в 166-й истребительный авиаполк.
1 мая 1943 года Александра Константиновича Горовца назначат на должность заместителя командира эскадрильи. А накануне последнего боя ему присвоят очередное воинское звание «старший лейтенант», о котором он так никогда уже и не узнает...
На второй день Курской битвы — 6 июля 1943 года — над аэродромом 88-го гвардейского истребительного авиаполка вспыхнула зеленая ракета, по сигналу которой 15 истребителей Ла-5 взлетели с полевого аэродрома. Группу вел командир эскадрильи капитан Мишустин. Его летчикам предстояла непростая задача: «прикрывать с воздуха наши наземные войска в районе Владимировка — Кочетовка — Зоринские Дворы — Ольховатка». Когда время патрулирования подошло к концу, а самолеты противника так и не появились, группа Мишустина стала возвращаться «домой». А дальше все, как в кино. Пару Горовца сверху сзади атаковал «мессер». Ведомый Рекунов тут же атаковал противника. И в это же время Горовец заметил идущую параллельным курсом в наш тыл группу из 20 бомбардировщиков. Попытался предупредить командира, но отказал передатчик. И тогда он разворачивает свою машину навстречу «юнкерсам». Только они начали перестраиваться в колонну для бомбометания, как Горовец, сблизившись с ведущим, поджигает его первой же очередью из пушек.
«Атака следовала за атакой, — именно так говорится в описании того боя. — Вот Александр сбил еще одну вражескую машину, затем третью. Мастерски маневрируя, сам умело увертывался от огня противника и появлялся перед новой целью. Горовец бил прицельно, берег боеприпасы. Почти каждая атака оказывалась результативной. К земле он отправил уже 8 "юнкерсов" и погнался за 9-м, но оружие молчало — кончился боекомплект. "Юнкерс" пытался улизнуть на бреющем полете. Пришлось сблизиться с ним и рубануть винтом по хвостовому оперению. Остальные бомбардировщики, освободившись от боезапаса, поворачивали назад».
Александр взял курс на свой аэродром. Горючее было на исходе. К тому же Ла-5, весь израненный, с погнутым винтом, с трудом слушался рулей. Его трясло. Радиопередатчик по-прежнему молчал. Помощи ждать было неоткуда. И тут появились 3 пары «мессеров». Уклониться от схватки было невозможно. Его самолет был подбит и пошел к земле...
На аэродром после выполнения боевого задания старший лейтенант Горовец не вернулся.
А 12 июля 1943 года командир 8-й гвардейской истребительной авиационной дивизии гвардии полковник Ларюшкин подписал на него наградное представление к званию Героя Советского Союза
К слову сказать, в истории Второй мировой войны А.К. Горовец является единственным советским летчиком, одержавшим столько воздушных побед в одном бою. В других странах аналогичного результата добились только несколько летчиков: Эрих Рудорффер (люфтваффе, 13 воздушных побед в одном вылете) и Дэвид Маккэмпбелл (ВМС США, 9 воздушных побед в одном бою).
Источник: Смыслов О. С. Забытые герои войны. — М.: Вече, 2014